Внесение изменений в порядок ведения кассовых операций

05.06.2017 распечатать

Центральный банк предлагает внести изменения в порядок ведения кассовых операций. Затронут ли новые правила расчеты с подотчетными лицами и оформление кассовых документов, узнал Артем Константинов, юрист департамента правового сопровождения бизнеса КСК групп.

В настоящее время, как указано в пояснительной записке к Проекту Указания ЦБ РФ «О внесении изменений в порядок ведения кассовых операций…» от 11 марта 2014 года № 3210-У, задача регулятора – приведение документального оформления кассовых документов строгой отчетности в соответствие с реалиями так называемого «Закона об онлайн-кассах» № 290-ФЗ от 3 июля 2016 года. Разберемся, что же предлагает изменить Центробанк.

Промежуточный документ

В целом планируемые изменения в порядок ведения кассовых операций являются промежуточным решением, отражающим планомерную политику государства по отказу от бумажного оформления кассовых операций с переходом на электронный документо-оборот: планируется расширение нормативной базы по использованию электронной подписи, а также регламентация процедуры оформления приходного и расходного кассового ордера в электронном виде. Проект изменений предполагает и упрощение ведения кассовой книги. Из порядка ведения кассовых операций планируется исключить слово «кассиром», таким образом, обязанность по корректному внесению записей можно будет возложить не только на кассира, но и на другое лицо, к примеру, бухгалтера или руководителя предприятия.

Читайте также «Ведение кассовой книги»

Изменения РКО и ПКО

Как известно, приходный кассовый ордер заполняется, когда поступают наличные в кассу организации в следующих случаях: оприходование поступившей выручки, возврат неиспользованных подотчетных денег, получение средств с расчетного счета, отражение заимствованных денег, возврат заимствованных средств, получение денег, вносимых в уставный капитал.

Теперь приходный кассовый ордер 0310001, расходный кассовый ордер 0310002 будут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ, таким образом, приход и расход средств будут сверяться с передаваемыми в налоговую инспекцию онлайн данными. Отдельная оговорка сделана лишь для категорий ИП, перечисленных в статье 2 Закона, ими кассовые документы могут не оформляться. Как видно из Проекта изменений, теперь по окончании кассовых операций можно будет оформлять не только общий ПКО, но и РКО, что позволит ускорить товарооборот.

Обратите внимание

Безусловным плюсом проекта новых правил можно назвать изменения, которые позволят выдавать подотчетному лицу авансовый платеж на основании расходного кассового ордера 0310002, даже если сотрудник не отчитался по ранее выданной под отчет сумме.

Оформление ПКО в случаях, не связанных с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, когда кассовая техника не применяется, к примеру, в ситуации внесения денежных средств участником в оплату доли в уставном капитале, особых изменений не претерпит, но, если следовать логике законодателя по дальнейшему ограничению бумажного документооборота, интерес вызывает оформление приходного кассового ордера 0310001 в электронном виде. Сейчас, в связи с повсеместным использованием бумажного документооборота, актуальными являются некоторые виды споров. Рассмотрим их.

О действительности внесения вклада

К первой группе судебных разбирательств можно отнести дела о действительности внесения вклада в уставной капитал общества. В рассматриваемом деле истец указал, что он незаконно исключен из состава участников общества со ссылкой на невнесение вклада в уставный капитал. Арбитрами было установлено, что в подтверждение внесения в уставной капитал вклада истцом представлен подлинник ПКО, а отражение в кассовой книге иной операции по указанному ордеру не опровергает самого факта внесения вклада (Постановление АС Уральского округа от 22 марта 2017 г. № Ф09-1147/17).

Полномочия лиц на подпись ПКО

Ко второй группе относятся судебные дела по полномочиям лиц, подписавших соответствующие ПКО. Истец обратился в суд с требованием о признании недействительной сделкой одностороннего отказа должника от исполнения договора долевого участия в строительстве дома. Дело направлено на новое рассмотрение, так как необходимо проведение судебной экспертизы квитанций к приходным кассовым ордерам, подтверждающим внесение кредитором платы по договору долевого участия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 марта 2017 г. № Ф01-6544/ 2016 по делу № А82-3300/2013).

Совершение займа

В эту группу входят споры о действительности совершения предприятием займа. В рассматриваемом деле истец обратился в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности и процентов по договору займа. В удовлетворении требования арбитрами было отказано, поскольку предоставление займа не подтверждено, представленные копии квитанции к приходному кассовому ордеру имеют явные противоречия, кассовая книга заемщика со сведениями о сумме займа, приходный кассовый ордер не представлены, доказательств расходования заемных средств заемщиком не имеется (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2016 г. № Ф09-3402/16 по делу № А47-1686/2015).

Оформление «задним числом»

Возникновение этих и других споров обусловлено тем, что на бумажном носителе предприятия производят манипуляции с кассовой книгой, полномочиями ответственных лиц, приходом извне денежных средств, оформлением ПКО «задним числом». Цифровой документооборот с использованием электронной подписи четко привязывает сам факт кассовой операции ко времени, месту и полномочиям должностных лиц предприятия. Такое закрепление факта хозяйственной жизни позволяет надеяться, что подобные споры уйдут в прошлое.

Следует отметить, что Проект изменений в части оформления ПКО, на мой взгляд, еще требует доработки. Так, в предлагаемых изменениях ЦБ устанавливает, что «при оформлении приходного кассового ордера в электронном виде квитанция к приходному кассовому ордеру 0310001 может направляться вносителю наличных денег по его просьбе на предоставленный им адрес электронной почты». При этом при буквальном прочтении проекта изменений неотрекаемая электронная подпись обязательна для ПКО, но не для квитанции, направляемой на e-mail вносителя. Кроме того, без привязки электронной почты вносителя и, соответственно, дальнейшей отправки квитанции вносителю будет сложно доказать реальность совершения операции. Скорее всего, этот пробел будет урегулирован законодателем. Направляемая на e-mail квитанция также будет содержать сведения об электронной подписи организации, как и сам ПКО, а практика отправки такой квитанции по цифровым каналам связи вносителю станет повсеместной.

Вопросы РКО

Что касается изменений в оформлении РКО, в настоящее время он составляется: при оформлении факта передачи в банк выручки для перечисления на расчетный счет предприятия, при выдаче денег под отчет, при выдаче наличных сотруднику для личного использования (командировочные расходы или материальная помощь), на хозяйственные нужды предприятия.

Безусловным плюсом проекта новых правил можно назвать изменения, которые позволят выдавать подотчетному лицу авансовый платеж на основании расходного кассового ордера 0310002, даже если сотрудник не отчитался по ранее выданной под отчет сумме.

Обратите внимание

Теперь приходный кассовый ордер 0310001, расходный кассовый ордер 0310002 будут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ, таким образом, приход и расход средств будут сверяться с передаваемыми в налоговую инспекцию онлайн данными.

Кроме того, заявление подотчетного лица на выдачу аванса перестанет быть обязательным. В подпункте 6.3 Порядка ведения кассовых операций предполагается появление следующего основания: распорядительного документа юридического лица или индивидуального предпринимателя. С одной стороны, такое нововведение позволит упростить документооборот, однако с другой стороны – может существенным образом сказаться на кассовой дисциплине и привести к злоупотреблениям со стороны работников.

В целом в качестве итога отмечу, что, несмотря на все позитивные изменения, общая логика законодателя в переводе налогоплательщиков на электронный документооборот очень проста. До введения закона об онлайн-кассах и соответствующих поправок в Порядок ведения кассовых операций государству в лице ФНС было трудно отслеживать действительность расходных и не связанных с реализацией товаров операций, что затрудняло администрирование налога на прибыль. Система, при которой компании полностью перейдут на электронный документооборот с четким обозначением ответственных лиц, времени и факта совершения кассовой операции, существенно облегчит работу налоговым органам, а также сделает невозможным проведение хозяйственных операций за рамками действительных периодов их совершения.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.