Что делать с убытком в годовой отчетности

22.03.2017

Наличие убытков в отчетности чаще всего бывает вызвано объективными причинами. Тем не менее, если в бухгалтерской отчетности к концу года формируется убыток, то организации следует подумать, как их погасить, а если в балансе оставляют непокрытый убыток, особое внимание следует уделить стоимости чистых активов. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Решение о том, будет ли покрыт убыток (отчетного периода или прошлых лет) и, если будет, то за счет каких средств, должны принимать собственники компании.

Формирование убытка

Убыток может образоваться в результате:

  • превышения расходов над доходами по финансово-хозяйственной деятельности и внереализационным операциям;
  • выявления в отчетном году существенных ошибок прошлых лет (пп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010);
  • изменения учетной политики (п. 16 ПБУ 1/2008).

Убыток, полученный в бухучете по итогам года, отражается проводкой по дебету счета 84, субсчет «Непокрытый убыток текущего года» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки».


ПРИМЕР. КАК ФОРМИРУЕТСЯ УБЫТОК ТЕКУЩЕГО ГОДА

В отчетном году ООО «Пассив» получило выручку от реализации продукции (без НДС) в размере 360 000 руб. Себестоимость проданной продукции составила 290 000 руб. Сумма прочих расходов – 80 000 руб.

В отчетном году «Пассив» начислил в бюджет налог на прибыль в сумме 15 000 руб.

Резервов и фондов специального назначения «Пассив» не создавал.

По итогам года в отчете о финансовых результатах будут отражены следующие данные:

— по строке 2110 «Выручка» – 360 000 руб.;

— по строке 2120 «Себестоимость продаж» – (290 000 руб.);

— по строке 2200 «Прибыль (убыток) от продаж» – 70 000 руб. (360 000 руб. – 290 000 руб.);

— по строке 2340 «Прочие расходы» – (80 000 руб.);

— по строке 2410 «Текущий налог на прибыль» – (15 000 руб.);

— по строке 2400 «Чистая прибыль (убыток)» – (25 000 руб.).

Решения о погашении полученного убытка собственники компании не принимали. При реформации баланса будет сделана запись:

ДЕБЕТ 84   КРЕДИТ 99
— 25 000 руб. – списан непокрытый убыток отчетного года.

По строке 1370 баланса «Пассива» за отчетный год будет отражен убыток в сумме 25 000 руб. Его указывают в круглых скобках.

Читайте также «Годовой отчет 2016 защитит от ответственности»

Способы списания убытка

В случае получения убытка по итогам отчетного года бухгалтеру следует сообщить руководителю о необходимости созыва общего собрания участников (акционеров), чтобы они приняли решение относительно полученного убытка.

Убыток (как прошлых лет, так и текущего года) может покрываться за счет:

Если имеющихся источников для погашения непокрытого убытка отчетного года недостаточно, в балансе оставляют непокрытый убыток.

Однако организации, получившей по итогам года убыток, особое внимание следует уделить стоимости чистых активов.

Следим за величиной чистых активов

Когда по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, действующее законодательство требует, а общество обязано принять решение об уменьшении уставного капитала до стоимости чистых активов (п. 6 ст. 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 4 ст. 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Сделать это нужно не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года.

Другим решением может стать решение о добровольной ликвидации общества.

Операция уменьшения размера уставного капитала до величины чистых активов общества является законным способом погашения полученного убытка. При этом увеличивается показатель нераспределенной прибыли.

Уменьшение уставного капитала

Решение об уменьшении уставного капитала принимается на общем собрании акционеров, что является его исключительной компетенцией (подп. 7 п. 1, п. 2 ст. 48 Закона об акционерных обществах).

Вопрос об уменьшении уставного капитала находится в компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

В акционерном обществе уменьшение уставного капитала проводится путем уменьшения номинальной стоимости акций (без выплаты акционерам денежных средств или передачи им эмиссионных ценных бумаг) (п. 1 ст. 29 Закона об акционерных обществах). Общее количество размещенных акций не меняется.

В ООО уменьшение уставного капитала осуществляется путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале общества. При этом размеры долей всех участников общества не меняются (п. 1 ст. 20 Закона об ООО).

Решение об уменьшении уставного капитала до стоимости чистых активов должно быть принято не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года. После принятия такого решения общество должно в течение трех рабочих дней сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц – в налоговую инспекцию (ст. 30 Закона об акционерных обществах, п. 3 ст. 20 Закона об ООО).

Кроме этого, общество обязано дважды (с периодичностью один раз в месяц) опубликовать уведомление о принятом решении в СМИ, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (даты публикации этих сообщений указываются в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы).

Затем нужно представить в налоговую инспекцию пакет документов. В него, входит, в частности:

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (ф. Р13001, утвержденная Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);
  • решение собрания собственников (участников, акционеров) об уменьшении уставного капитала;
  • изменения, вносимые в учредительные документы, или учредительные документы в новой редакции в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины (согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ ее размер составляет 800 руб.).

Регистрирующий орган обязан провести государственную регистрацию изменений уставного капитала общества в течение пяти рабочих дней со дня представления документов.

Датой уменьшения уставного капитала будет считаться день внесения изменений в ЕГРЮЛ. В регистрах бухгалтерского учета уменьшение уставного капитала должно быть отражено проводкой на эту дату:

ДЕБЕТ 80 «Уставный капитал»   КРЕДИТ 84 «Нераспределенная прибыль прошлых лет»

В результате общество приобретает более устойчивое финансовое положение.

Остановимся также на том, что при регистрации уменьшения уставного капитала общество несет определенные расходы. Это:

  • оплата государственной пошлины;
  • оплата публикаций в СМИ;
  • нотариальное заверение документов в случае необходимости и др.

Все эти расходы в бухгалтерском учете относятся к прочим расходам и начисляются проводками:

ДЕБЕТ 91-2 «Прочие расходы»   КРЕДИТ 68 субсчет «Государственная пошлина»
– начислена государственная пошлина за регистрацию уменьшения уставного капитала;

ДЕБЕТ 91-2 «Прочие расходы»   КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
– отражены затраты, связанные с регистрацией уменьшения уставного капитала.


ПРИМЕР. УМЕНЬШЕНИЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛА ДО ВЕЛИЧИНЫ ЧИСТЫХ АКТИВОВ

По итогам отчетного года непокрытый убыток ООО «Пассив» составлял 200 000 руб. Величина чистых активов по состоянию на 31 декабря отчетного года составила 70 000 руб. Уставный капитал общества равен 300 000 руб.

Внеочередное собрание участников общества приняло решение уменьшить уставный капитал на 230 000 руб. (с 300 000 руб. до величины чистых активов 70 000 руб.) путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников. Регистрация изменений в уставе произведена 15 мая следующего после отчетного года.

На эту дату бухгалтер сделал проводку:

ДЕБЕТ 80 «Уставный капитал»   КРЕДИТ 84 «Нераспределенная прибыль прошлых лет»
— 230 000 руб. – уменьшен уставный капитал.

В результате полученный убыток оказался полностью перекрыт, а в учете был сформирован показатель нераспределенной прибыли в размере 30 000 руб. (230 000 руб. – 200 000 руб.).

Налоговый учет

Что касается налогового учета, то все прочие расходы, связанные с регистрацией уменьшения уставного капитала, учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих внереализационных расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Суммы, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного капитала общества, в соответствии с Налоговым кодексом не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Это значит, что на дату отражения в бухгалтерском учете уменьшения уставного капитала в учете организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Эта операция отражается проводкой:

ДЕБЕТ 99 «Прибыли и убытки»   КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогу на прибыль»
– начислено постоянное налоговое обязательство на сумму уменьшения уставного капитала.


ПРИМЕР. РАСЧЕТ ПНО ПРИ УМЕНЬШЕНИИ УСТАВНОГО КАПИТАЛА ДО ВЕЛИЧИНЫ ЧИСТЫХ АКТИВОВ

Воспользуемся данными предыдущего примера. Общество применяет общую систему налогообложения и применяет ПБУ 18/02.

На дату регистрации уменьшения уставного капитала и одновременно с отражением этой операции в учете бухгалтер бухгалтер сделал проводку:

ДЕБЕТ «Прибыли и убытки»   КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогу на прибыль»
— 46 000 руб. (230 000 руб. × 20%) – начислено постоянное налоговое обязательство при уменьшении уставного капитала.

В отчете о финансовых результатах эта величина будет отражена по строке 2421.

Отметим также, что общество вправе уменьшать свой уставный капитал и в добровольном порядке, не дожидаясь того, когда сложатся условия для обязательного уменьшения уставного капитала или применения альтернативного варианта в виде ликвидации общества.

Обратите внимание

В заключение заметим, что можно увеличить стоимость самих чистых активов за счет взносов учредителей в имущество общества. Средства добавочного капитала, сформированного за счет вкладов участников, для прямого погашения убытков не используются. Однако добавочный капитал является одним из компонентов собственного капитала. Поэтому вклады в имущество предупредят образование отрицательных чистых активов.Цель таких вложений – финансирование и поддержка деятельности общества.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2017 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA
    БМ для стильного бухгалтера