Убыточная комиссия и когда ее не стоит бояться

15.02.2017 распечатать

Налоговый убыток – это отрицательный результат, когда расходы периода, учитываемые при налогообложении, превышают учитываемые для целей налогообложения доходы. Тех, кто показывает в декларации по прибыли убытки, ожидает вызов на убыточную комиссию.

Хозяйствующий субъект может работать с убытком, но для этого должны быть объективные причины (Постановление Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Убытки сами по себе не позволяют делать вывод о недобросовестности налогоплательщика.

Убытки могут возникать по объективным причинам, которые не зависят от организации. Например, падение продажных цен на товары, повышение цен на сырье, материалы и топливо, появление новых налогов. Убытки могут возникать из-за особенностей учетной политики, которые позволяют учитывать при налогообложении максимально возможные расходы (на законных основаниях).

Но то, что многие организации работают долгое время с убытками, вынуждает налоговиков ставит под сомнение их достоверность. В пункте 1 статьи 2 ГК РФ содержится определение сути предпринимательской деятельности. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли деятельность. Поэтому, если организация регулярно показывает убытки, то, скорее всего, по мнению инспекторов, она является недобросовестной.

В таком случае у инспектора, как правило, возникает подозрение, что организация:

  • завысила расходы;
  • скрыла часть выручки;
  • использует схемы для искусственного снижения налога на прибыль.

Поэтому налоговые службы создают специальные «убыточные» комиссии для проверки убыточных деклараций.

В дальнейшем будем исходить из того, что налогоплательщик добросовестный и не применял в своей деятельности незаконные схемы налоговой оптимизации.

Читайте также «Убыточная декларация по налогу на прибыль: что делать?»

Что такое убыточная комиссия

Официально убыточные комиссии именуются комиссиями по легализации налоговой базы. Они создаются при налоговых инспекциях. Их деятельность регламентируется Письмом ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Создаются такие комиссии на местном, региональном и межведомственном уровне.

Первые формируются в местных налоговых инспекциях, вторые - при УФНС России по регионам, третьи - при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.

В состав комиссии включаются начальники отделов налоговой инспекции по проведению камеральных и выездных проверок, а также структурных подразделений, занимающихся предпроверочным анализом и урегулированием задолженности. В комиссии могут участвовать и сотрудники, в должностные обязанности которых входит перечень вопросов, рассматриваемых на комиссии. При необходимости в состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти, правоохранительных органов, прокуратуры, ПФР, Роструда.

В рамках работы комиссии налоговики обязаны соблюдать налоговую тайну, а также нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Работа комиссии по легализации налоговой базы состоит из нескольких этапов:

  • отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий (на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах);
  • проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении этих налогоплательщиков;
  • направление информационных писем налогоплательщикам в целях внесения ими изменений в налоговую отчетность, погашению «задолженности» по налогам;
  • подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;
  • рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий;
  • дальнейший мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, чья деятельность была рассмотрена на комиссиях;
  • подготовка информации для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Кого вызовут на комиссию

Критерии для вызова на убыточную комиссию для разных категорий налогоплательщиков разные.

Для юридических лиц

Для вызова на комиссию юридического лица будут следующие причины.

  1. Заявленные убытки от ведения бизнеса.

Отбор осуществляется на основании деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых по строке 100 листа 02 заявлен убыток за предыдущие два налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года.

  1. Низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН и по ЕСХН.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога (строка 180 листа 02 налоговой декларации) к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 налоговой декларации) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Низкой налоговой нагрузкой в этом случае для производственных компаний признается нагрузка, составляющая менее 3%, а для торговых - менее 1%.

  1. Низкая налоговая нагрузка по НДС.

Отбор таких компаний осуществляется на основании налоговых деклараций по НДС за ряд кварталов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составляет 89% и более.

Для предпринимателей

У предпринимателей критерии отбора для вызова на комиссию следующие.

  1. Низкая налоговая нагрузка по НДФЛ, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, или по единому сельскохозяйственному налогу.

Как и в случае с организациями, уровень налоговой нагрузки коммерсанта определяется как отношение суммы исчисленного налога к общей сумме доходов, полученных за соответствующий отчетный период.

  1. Низкая налоговая нагрузка по НДС.

Отбор также осуществляется на основании налоговых деклараций по НДС, представленных за ряд кварталов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составляет 89% и более.

  1. Высокая доля профессионального вычета (более 95% от общей суммы доходов, полученных за налоговый период).

Отбирают таких налогоплательщиков на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, в которых отношение показателя «профессиональные вычеты» к показателю «доходы от предпринимательской деятельности» превышает 95%.

  1. Несоответствие данных в декларациях.

В налоговых декларациях по НДС выручка от реализации отражена, а в форме 3-НДФЛ показан нулевой доход (или налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за соответствующий период не представлена).

Для всех налогоплательщиков

Вызов на комиссию грозит тем налогоплательщикам, у которых:

  • в налоговых декларациях по НДС заявлен уровень вычетов выше среднего по региону за предшествующий период, а также уровень вычетов заявлен в размере 89% и более;
  • у налогового агента по НДФЛ имеется задолженность по перечислению налога в бюджет или НДФЛ текущего года снизился по сравнению с предыдущим годом более чем на 10% при сохранении среднесписочной численности сотрудников;
  • данные по заработной плате сотрудников ниже среднеотраслевого уровня в регионе;
  • имеется информация о выплате заработной платы в конвертах. Получить такую информацию налоговики могут из разных источников, например от компетентных источников иностранных государств или из обращений контрольно-надзорных ведомств, граждан и организаций.

Как вызывают на комиссию

Прежде, чем вызвать налогоплательщика на убыточную комиссию, налоговики проанализируют показатели его финансово-хозяйственной деятельности на основе имеющейся в налоговом органе информации, а также информации, полученной в рамках встречных проверок, от банков, правоохранительных органов, таможенной службы, лицензирующих органов и иных источников.

По результатам работы налоговики оформят соответствующие документы и сформируют досье налогоплательщика.

Как объяснить убыток

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате (Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, Определение КС РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П).

Обосновать убытки можно, предоставив доказательства, что организация вела обычную хозяйственную деятельность, целью которой было получение прибыли. А прибыль была не получена по целому ряду причин.

Читайте также «Как объяснить убытки?»

Вновь созданные организации

Отдача от первоначальных инвестиций обычно наступает через несколько лет. Вновь созданная компания еще не занимают прочное положение на рынке. Пока у нее не появятся надежные поставщики и крупные клиенты, сумма расходов будет превышать сумму доходов.

Развитие компании

Убыток на протяжении нескольких лет может быть связан с освоением компанией новых рынков или видов деятельности. В этой ситуации одновременно растут показатели капитальных вложений и вложений в долгосрочные активы. Чтобы доказать обоснованность убытков, организации необходимо иметь бизнес-план, расчеты и другие документы. В бизнес-плане должно быть показано также, когда вложения начнут окупаться.

Сезонные колебания спроса

Убытки могут возникать в связи со спецификой деятельности. Убытки, возникшие в связи со снижением спроса, должны быть погашены за счет доходов, полученных в период повышенного спроса на товары, работы и услуги.

Падение доходов

Неустойчивое состояние рынка: падение цен на отдельные товары, повышение цен на сырье, материалы, топливо и т.д.

Невыгодная продажа товаров

Товары были реализованы по цене ниже себестоимости. Это нужно подтвердить актом инвентаризационной комиссии и приказом руководителя о снижении цен. В акте надо привести данные о качестве товара, о его свойствах и характеристиках, а также о причинах, по которым данный товар невозможно реализовать с прибылью.

Демпинговая политика

Расширение рынка сбыта через временное занижение цен, планируя за счет этого значительно увеличить будущие объемы реализации. В качестве обоснования привести маркетинговую политику организации, бизнес-план, план развития рынков сбыта и ожидаемый эффект от этих мероприятий.

Изменение цен поставщиков

Это касается ситуации, когда с заказчиком заключен долгосрочный договор с фиксированными ценами в рублях, а договор с поставщиком – в иностранной валюте. Результат – возникновение убытка, так как договор с покупателем не предусматривает одностороннего повышения цен. А при расторжении данного договора можно понести еще большие потери на штрафах. Кроме того, потеря этого заказчик лишит перспективы заключения с ним других договоров.

Форс-мажор (затопление, пожар и др.)

В этом случае понадобится инвентаризационная опись в связи с убытками и справка от государственного органа, зафиксировавшего ситуацию.

Нередко убытки возникают в результате неосмотрительного выбора способов учета при формировании учетной политики для целей налогообложения. В результате при получении небольших доходов у компании в отчетном периоде появляется существенная сумма расходов.

В заключение отметим, что наличие убытков чаще всего бывает вызвано объективными причинами. Если компания может привести аргументы в оправдание своих убытков, то смысла скрывать их нет. Главное, чтобы это объяснение соответствовало действительности.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...