Налоговая реформа: ожидания и опасения

08.02.2017 распечатать

В конце прошлого года в послании Владимира Путина была озвучена важная новость: президент объявил о начале налоговой реформы. Слухи о ее проведении ходили давно, теперь же стало ясно: реформе быть. Виктория Архимонова, руководитель отдела бухгалтерского сопровождения юридической компании URVISTA, в интервью «Расчету» рассказала, чего стоит ожидать от изменений фискальной системы России.

Грядет налоговая реформа. Мы этого ждали, мы этого опасались, мы ее точно не хотели, но понимали, что она нам необходима. Фискальная система страны сложная, непонятная, неповоротливая. Что же именно будут менять власти?

Изменения налоговой системы

Расчет: Какие именно изменения грядут?

Виктория Архимонова: Несомненно, главным изменением для бизнеса в налоговой системе страны станет переход с 1 января 2017 года функций по администрированию и контролю за уплатой страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование от внебюджетных фондов к налоговой инспекции. Таким образом, закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, принятый для регулирования сборов страховых взносов внебюджетными фондами, в 2017 году прекратит свое действие, а в силу вступит новая, 34 глава Налогового кодекса, регламентирующая порядок администрирования социальных платежей налоговиками. Этот же порядок действовал до 2010 года, когда вместо страховых взносов бизнес платил единый социальный налог. В 2010 году ЕСН был заменен страховыми взносами в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. Законодатель планировал таким образом повысить собираемость платежей, однако, как показала практика, этого не произошло. Напротив, в результате реформы возросла административная нагрузка как на бизнес, так и на государство. Поскольку ожидания властей не оправдались, на сегодняшний день мы вернулись к тому, что ФНС более эффективно сможет исполнять административную и контрольную функции и улучшит показатели собираемости взносов. Стоит быть готовыми к тому, что кроме администрирования текущих платежей налоговики займутся взысканием недоимок за предыдущие периоды.

Есть опасения, что избежать путаницы при передаче данных между фондами и налоговой не получится, поэтому рекомендую всем плательщикам провести предварительную сверку с фондами. Конечно, это тоже не даст абсолютной гарантии правильности переноса данных, но в любом случае это позволит минимизировать риски возникновения некорректной информации и в будущем избавит от необоснованных претензий со стороны налоговых органов.

Читайте также «Сверка по страховым взносам в 2017 году»

Р.: Но Пенсионный фонд тем не менее сохранит за собой некоторые надзорные функции.

В. А.: Да, ПФР оставляет за собой функцию контроля над вопросами назначения и выплаты пенсий. Также взносы на «травматизм» по-прежнему будут администрироваться Фондом социального страхования. Кроме того, с 2017 года вдвое увеличатся пени для организаций, задерживающих страховые взносы больше месяца. При просрочке в пределах 30 дней инспекция начислит пени исходя из 1/300 ключевой ставки, с 31-го дня – по 1/150 ключевой ставки ЦБ. Налоговики начислят повышенные пени на недоимку, которая возникнет после 1 октября 2017 года. При этом для индивидуальных предпринимателей пени останутся прежними.

Наконец, ужесточаются правила подачи отчетности по страховым взносам. Так, расчет по взносам с неверными персональными данными работников придется переделать в течение пяти рабочих дней, если вы отправляли отчет по электронной почте, и в течение 10 рабочих дней, если на бумаге. Опоздание грозит штрафом (абз. 2, 3 п. 7 ст. 431 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ). Изменение действует с 1 января 2017 года.

Теперь о хорошем. В 2017 году предельная величина доходов для применения упрощенной системы налогообложения увеличена до 150 млн рублей. Это значительное увеличение по сравнению с 2016 годом (в 2016 году предельная сумма дохода – 79,74 млн). Увеличение порога валового дохода по УСН даст возможность большему количеству предпринимателей применять упрощенный режим налогообложения. Также есть приятные известия и для тех, кто применяет ЕНВД. Коэффициент-дефлятор, необходимый плательщикам ЕНВД, не изменится в 2017 году. Кроме того, не может не радовать тот факт, что устанавливаются новые правила переноса убытков. Прежнее ограничение переноса в течение 10 лет отменено. Отныне убытки прошлых лет могут уменьшить текущую базу максимум на 50 процентов. Эти правила будут действовать четыре года – с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.

Оправданность действий

Р.: Насколько они необходимы?

В. А.: Налоговое законодательство не может не меняться, каждый год изменяются условия ведения бизнеса – появляются новые законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, порой они самым непредсказуемым образом сказываются на деловом климате. Это может выражаться и в массовой переориентации предпринимателей на альтернативные виды деятельности, и в резком росте арендных ставок и вообще переизбытке предложения на рынке коммерческой недвижимости, и так далее.

К тому же экономическая ситуация в России нестабильна, на нее воздействует множество факторов: события на мировой политической арене, колебания цен на нефть и курсов валют, доступность или недоступность заемных денег, объем иностранных инвестиций. Все эти условия заставляют бизнес быть гибким и перестраиваться, и налоговое законодательство, фискальная система должны идти в ногу со временем, быть актуальными и удобными для бизнеса. К сожалению, не все изменения создают комфортную среду именно для предпринимателей, в основном, они направлены на защиту интересов государства. Но есть и позитивные для бизнеса тенденции: например, доступность электронных сервисов налоговых органов позволяет сэкономить массу полезного времени.

Обратите внимание

Эффект от применения реформ невозможно спрогнозировать. Его можно будет оценить уже только по итогам 2017 года. На сегодняшний день ясно одно: государство планомерно продвигает курс на повышение эффективности администрирования и увеличение собираемости налогов.

Р.: Все ли сферы налогообложения, требующие нововведений, будут охвачены?

В. А.: Нововведения, на мой взгляд, необходимы в упрощении системного подхода к налогообложению. На сегодняшний день система взимания налогов очень сложная, как для бизнеса, так и для физических лиц. И это, кстати, один из факторов, которые отпугивают потенциальных предпринимателей, не дают им принять решение о старте собственного дела. С появлением и по мере совершенствования патентной системы налогообложения эта проблема постепенно решается, но недостаточно быстрыми темпами. Патентом могут пользоваться только ИП, причем перечень сфер деятельности, где патент возможно применять, строго регламентирован.

Р.: Какая именно область больше всего нуждается в изменениях?

В. А.: Я думаю, многие специалисты согласятся со мной, что область сопоставления и совмещения бухгалтерского и налогового учета – это главное неудобство, которое возникает из положений Налогового кодекса и Закона о бухучете. Разница в системных подходах и отражении данных в бухгалтерском и налоговом учете очень усложняет работу как бухгалтеров, так и других заинтересованных лиц.

Р.: Насколько быстро изменения вступят в силу?

В. А.: Основной массив изменений вступит в силу с 1 января 2017 года, но некоторые начнут действовать в середине года и даже в октябре.

Эффект реформы

Р.: Увеличится ли налоговая нагрузка?

В. А.: Принцип неувеличения налоговой нагрузки до 2018 года не раз декларировался с высоких трибун, в том числе президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, это утверждение зафиксировано и в антикризисном плане правительства России.

Формально налоговая нагрузка увеличена в этом году не будет, все ставки налогов остаются на том же уровне, что и в прошлом. Однако если говорить о передаче ФНС функции внебюджетных фондов по администрированию страховых взносов, в результате этой «перестройки» значительная часть предприятий лишилась ряда льгот, поэтому для них нагрузка выросла.

На сегодняшний день налоговая нагрузка уже настолько высока, что ее повышение может вызвать негативную реакцию со стороны малого и среднего бизнеса. Многие будут вынуждены «уйти в тень», либо попросту закроются.

Р.: Упростится или усложнится порядок взаимодействия предпринимателей с инспекциями?

В. А.: Порядок взаимодействия с налоговыми органами, несомненно, усложнится, поскольку возрастет количество отчетности, платежей и запросов, направляемых в ИФНС. Для ускорения этого взаимодействия рекомендую всем перейти на электронный документооборот с ревизорами.

Читайте также «Электронный архив решит ваши проблемы»

Р.: Какой эффект от будущих реформ вы бы спрогнозировали?

В. А.: Эффект от применения реформ спрогнозировать невозможно. Его можно будет оценить уже только по итогам 2017 года.

На сегодняшний день ясно одно: государство планомерно продвигает курс на повышение эффективности администрирования и увеличение собираемости налогов. Для бизнеса это означает, что путей для налоговой оптимизации будет становиться меньше, а наказывать за нарушения будут строже. Предпринимателям нужно быть более разборчивыми в инструментах налоговой оптимизации и готовыми к тому, что вскоре придется искать иные механизмы экономии.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...