Проблемы бухгалтеров при подготовке отчетности

18.01.2017

Сайт бухгалтерия.ру провел  опрос среди своих читателей на тему «Проблемы, возникающие при составлении  годового отчета».

Мы ожидали, что бухгалтеры назовут основной проблемой часто меняющееся законодательство. И ошиблись. Победило разгильдяйство, свойственное, к сожалению, нашему менталитету.

Почти половина опрошенных бухгалтеров – 40,31% назвали главной проблемой при подготовке отчетности отсутствие первичных документов.


Отсутствие первичных документов
40,31 % 
Смена главного бухгалтера
20,16 % 
Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность
17,80 % 
Долги по налогам
4,45 % 

Как правило, в российских коммерческих фирмах договоры, счета, накладные на отгрузку, акты выполненных работ и т.д.  готовят не сотрудники бухгалтерии, а менеджеры. Большая часть документов — первичка, которая обязательно должна пройти через бухгалтерию. Кроме того, документы как создаются внутри компании, так и поступают извне. Каждый второй бухгалтер жалуется на то, что ему приходится буквально «вытрясать» документы из других подразделений.  

Только «сила воли» требовательного бухгалтера заставляет менеджеров вовремя сдавать документы.

На практике

«Почти на всех компаниях, где бы я не работала, как наступает отчетность - сидим и первичные документы готовим»
Наталья (главный бухгалтер со стажем 12 лет, ООО « Прог**»)

Во многих случаях, но не во всех, помогает правильный подход к работе с первичными документами. Здесь важна еще и поддержка бухгалтерии со стороны директора, который утверждает график документооборота – документ, важный не только для бухгалтерии, но и для всех производственных подразделений компании.

Унифицированной формы графика документооборота нет — каждой организации надо самостоятельно ее разработать. И чем больше организация, чем больше у нее видов деятельности, тем подробнее должен быть график. В графике назначают ответственных за составление и передачу документов, устанавливают сроки по передаче первички в бухгалтерию. Как минимум, это избавит бухгалтера от необходимости объяснять каждому сотруднику, какие документы и в какой срок надо сдавать в бухгалтерию.

Одного графика документооборота не достаточно, чтобы все менеджеры проявляли ответственность. Обычно эффективность менеджеров по продажам оценивают исключительно по финансовым показателям (выручка, рентабельность продаж, количество выставленных счетов и т.п.). При этом часто упускают из виду правила организации бизнеса.  В управлении персоналом есть методы, которые помогают мотивировать менеджеров на своевременную подготовку документов, не нарушая их основной мотивации - продавать. Например,  подтверждение полученного дохода сданными вовремя закрывающими документами,  начисление премий менеджерам по продажам на основе сданных документов, штраф/лишении премии менеджерам в процентном  соотношении к появившейся дебиторской и кредиторской задолженности и так далее. Лучшей мотивацией является не штраф, а начисление не вовремя либо не начисление в полном объеме премии.

Читайте также «Ответственность за ошибки в отчетности»

Смена главного бухгалтера – проблема №2 для бухгалтеров при подготовке отчетности за 2016 год

20% участников опроса назвали проблемой при подготовке отчетности смену бухгалтера. Такая проблема возникает в ситуации, когда плохо переданы дела либо передачи дел вообще не было. В целом же показатель в 20% говорит об обычной статистической ротации персонала на рынке.

Сложные бухгалтерские проблемы при подготовке отчетности

Так распределились бухгалтерские проблемы, которые нельзя отнести к организационным вопросам:

- 17,80% Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность
- 17,28% Большие убытки
- 4,45% Долги по налогам

На нашем сайте мы писали о том, как работать с просроченной дебиторской и кредиторской задолженностью. Статью читайте здесь.

Все эти три проблемы с каждым годом распространяются на все большее число коммерческих компаний.  «Убытки» и «долги по налогам» у российских предприятий растут последние три года.   Описать в рамках данного материала, как решать такие проблемы мы не возьмемся. Это большой объем информации, который в одной статье представить не получится.

Владельцы бератора могут прямо сейчас узнать в деталях:

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA