Инвентаризация активов и обязательств

14.10.2016

Составлению годовой бухгалтерской отчетности обязательно предшествует инвентаризация активов и обязательств. Один из вопросов такой инвентаризации – ревизия расчетов с различными дебиторами и кредиторами. О том, как ее провести и оформить, мы и поговорим в данной статье.

Провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана (п. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 38 ПБУ 4/99). При этом исключить из проверки можно только (п. 27 Положения по бухучету, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, п. 1.3 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49):

  • ОС, если их инвентаризировали в последние три года (например, в текущем году можно
    не проверять ОС, которые прошли инвентаризацию в декабре 2014 г.);
  • имущество, уже прошедшую ревизию с октября отчетного года.

Инвентаризация расчетов проводится ежегодно в обязательном порядке. Провести ее одномоментно невозможно и лучше начать заблаговременно. Так, годовая инвентаризация в целом проводится в IV квартале отчетного года – с 1 октября по 31 декабря (п. 27 Положения по бухучету). И такую ее составляющую, как инвентаризация расчетов, можно проводить последовательно в течение IV квартала.

Конкретные даты годовой инвентаризации руководитель организации устанавливает в приказе о ее проведении (форма № ИНВ-22).

Вместе с тем инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности проводится по состоянию на 31 декабря отчетного года включительно (Рекомендации в приложении к письму Минфина от 09.01.2013 № 07-02-18/01). Поэтому:

  • все итоговые документы по результатам инвентаризации датируются 31 декабря отчетного года (п. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ);
  • ошибки, выявленные в ходе инвентаризации, считаются выявленными 31 декабря отчетного года и исправляются записями на эту дату (п. 6 ПБУ 22/2010).

Как провести и оформить инвентаризацию расчетов

Инвентаризация расчетов проводится для того, чтобы проверить обоснованность сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета (п. 3.44 Методических указаний). То есть она предполагает проверку правильности этих сумм и полноты их документального подтверждения, в том числе сверку сумм дебиторской и кредиторской задолженности по данным организации и сведениям ее контрагентов.

Таким образом, первым шагом инвентаризации расчетов должно быть составление бухгалтерской справки со сведениями о задолженности, числящейся в бухучете:

  • наименованиями конкретных дебиторов и кредиторов;
  • основания возникновения задолженности;
  • реквизиты подтверждающих ее документов.

В этих целях можно использовать Приложение к форме № ИНВ-17.

Суммы задолженности в справке удоб­но группировать в разрезе бухгалтерских счетов.

На основании справки о задолженности и документов, в которых дебиторы и кредиторы подтверждают наличие и размер задолженности, инвентаризационная комиссия по окончании сверки составляет акт по форме ИНВ-17 в двух экземплярах. Один экземпляр остается у комиссии, второй передается в бухгалтерию (п. п. 73, 74 Положения по бухучету, Указания,
утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88).

Суммы задолженности, подтвержденной и не подтвержденной дебиторами и кредиторами, должны быть отражены в акте отдельно. Кроме того, выделить нужно суммы безнадежных долгов.

Покупатели, поставщики, дебиторы и кредиторы

При проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (за исключением расчетов с бюджетом и расчетов с персоналом) проверяются дебетовые и кредитовые остатки по счетам, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Излишки и долги «по контрагентам»

СчетВид задолженностиДокументы подтверждающие
задолженность
ДебетКредит
60 «Расчеты с поставщи­ками и подрядчиками»Суммы выданных авансовЗадолженность по оплате приобретенных товаров, работ услугДоговоры с поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками, договоры аренды, страхования, займа, посреднические договоры, первичные учетные документы (товарные накладные, акты), выписки банка, гарантийные письма, решения суда и т. п.
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»Задолженность по оплате отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услугсуммы полученных авансов
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»Задолженность по причитающимся дивидендам, страховому возмещению, процентам по выданным займам, по признанным должниками или присужденным судом неустойкам и пр.Задолженность по признанным организацией или присужденным к уплате судом неустойкам и пр.
75 «Расчеты с учреди­телями»Задолженность по оплате доли в УК организацииЗадолженность по выплате дивидендовРешение о выплате дивидендов, учредительные документы, выписки банка
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» Задолженность по возврату полученных кредитов и займов, уплате процентовДоговоры займа, кредита, выписки банка, бухгалтерские справки и т. п.
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

Состояние расчетов проверяется по каждому покупателю, заказчику, поставщику, подрядчику,
по каждому договору, по каждому учредителю и т. д. Для согласования сумм задолженности с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками с каждым из них, как правило, проводится сверка взаимных расчетов, по итогам которой подписывается соответствующий акт в двух экземплярах. Чтобы задолженность считалась согласованной, на акте должны быть подписи и руководителя организации, и руководителя контрагента.

Но по большому счету подтвердить согласование суммы задолженности можно и, например, письмом контрагента, в котором он признает свой долг.

Обязательна сверка расчетов с банками (п. 74 Положения по бухучету).

Расчеты с бюджетом при инвентаризации расчетов

При проведении инвентаризации расчетов с бюджетом проверяются дебетовые и кредитовые остатки по счетам, приведенным в таблице 2.

Таблица 2

Переплаты и задолженности по налогам и взносам

СчетВид задолженностиДокументы подтверждающие
задолженность
ДебетКредит
68 «Расчеты по налогам и сборам»Суммы переплат по налогамЗадолженность по уплате налоговНалоговые декларации и расчеты, выписки банка
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспе­чению»Суммы переплат по взносам во внебюджетные фонды, задолженность ФСС по возмещению выплаченных пособийЗадолженность по уплате страховых взносовРасчеты по страховым взносам, выписки банка

Состояние расчетов проверяется по каждому налогу (сбору, взносу) и бюджету, в который он уплачивается. При этом обязательно нужно получить от ИФНС, ПФР и ФСС документы, подтверждающие суммы задолженности (п. 74 Положения по бухучету). Это могут быть:

  • по расчетам с ИФНС – справка о состоянии расчетов по налогам или акт сверки расчетов по налогам (утв. приказами ФНС от 05.06.2015 № ММВ-7-17/227@, от 20.08.2007 
    № ММ-3-25/494@);
  • по расчетам с ПФР, ФФОМС и ФСС – справка о состоянии расчетов по страховым взносам или акт сверки расчетов по страховым взносам (утв. приказами ПФР
    от 23.07.2010 № ТМ-30-24/7800, от 22.12.2015 № 511п, ФСС от 17.02.2015 г. № 49).

Расчеты с персоналом при инвентаризации расчетов

При проведении инвентаризации расчетов с персоналом проверяются дебетовые и кредитовые остатки по счетам, приведенным в таблице 3.

Таблица 3

Излишки и долги «по работникам»

СчетВид задолженностиДокументы подтверждающие
задолженность
ДебетКредит
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»Излишни выплаченные зарплата, пособия и пр.Задолженность по выплате зарплаты, пособий и пр., по выплате дивидендовРасчетно-платежные и платежные ведомости, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, больничные листы, записки-расчеты о предоставлении отпуска, приказы руководителя (на выплату премии, материальной помощи, о привлечении работника к матответственности и т. п.), соглашения о компенсации за использование личного имущества, выписки банка, заявления о предоставлении налоговых вычетов и т. п.
71 «Расчеты с подотчетными лицами»Суммы, выданные под отчет, по которым не получены авансовые отчетыСуммы перерасходов по авансовым отчетам, подлежащие возмещению
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»Задолженность по возврату выданных займов, возмещению причиненного материального ущербаЗадолженность по выплате компенсации за использование личного автотранспорта (иного имущества) в служебных целях и т. п.
76-4 «Расчеты по депонированным суммам»Депонированные суммы заработной платыРасчетно-платежные и платежные ведомости с записями о депонировании зарплаты, реестр депонированных сумм

По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. По выявленным излишне выплаченным или невыплаченным суммам,
по суммам зарплаты, не отнесенной на депонент инвентаризационная комиссия должна определить причины, которые к этому привели и дать рекомендации о недопущении подобного впредь (п. 3.46 Методических указаний).

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). Необходимо проверить наличие первичных документов, подтверждающих произведенные подотчетным лицом расходы.

Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Оксана Доброва

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (2)

  1. заккери
    24.10.2016Ответить

    Именно, а далеко не у всех компаний в штате он есть.

    Именно, а далеко не у всех компаний в штате он есть.
    Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0


  2. Иволга
    21.10.2016Ответить

    Такую процедуру только грамотный специалист может провести.

    Такую процедуру только грамотный специалист может провести.
    Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0



Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA