Повторная налоговая проверка по налогу на прибыль

06.10.2016

Во время повторной налоговой проверки можно проверять только сведения, изменение которых повлекло уменьшение ранее заявленного налога.  Вынесение решение о повторной проверке всего налогового периода – незаконно.  Так решили суды первых инстанций. Кассационный же суд решил, что само по себе решение о повторной проверке не нарушает права налогоплательщика. А с  ее результатами уже  будет разбираться суд.  Обратиться туда –  его право.

Основание спора

Инспекция провела камеральную налоговую проверку на основании поданной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2011 год, в которой налог был заявлен к уменьшению (на сумму более 30 млн рублей). По результатам проверки инспекция сделала вывод о необоснованном уменьшении обществом выручки от реализации. Проверяющие вынесли решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организации за 2011 год. Общество посчитало, что назначение и проведение повторной выездной проверки (выездная проверка за 2011 год проводилась другим налоговым органом) нарушает законные интересы общества, и обратилось в суд.

Позиция налогоплательщика

Общество поясняет, что выездную проверку за 2011 год проводила другая налоговая инспекция. Во время контрольных мероприятий проверялся также и налог на прибыль. Таким образом,
в момент обращения общества в суд инспекция, в которой общество состоит на учете, не имеет права проводить, по сути, повторную выездную проверку по тому же налоговому периоду и
по тому же налогу.

В обосновании своей позиции общество ссылается на Налоговый кодекс, в котором сказано,
что предметом повторной налоговой проверки могут быть только сведения, изменение которых повлекло уменьшение ранее заявленного налога (п. 10 ст. 89 НК РФ). То есть инспекция не может проверить весь календарный год. Общество указывает, что повторная выездная проверка может проводиться либо вышестоящим налоговым органом, либо той же инспекцией, ранее проводившей проверку. А в данном случае проверку проводила совсем другая инспекция.

Также общество указывает на постановление Президиума ВАС РФ от 16 марта 2010 года
№ 8163/09. В этом документе указано, что если налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, в которой сумма ранее исчисленного налога уменьшена, то выездная налоговая проверка такой декларации должна проводиться в отношении тех сведений, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. Неправомерное назначение и проведение повторной выездной проверки является необоснованным и может привести к излишней незаконной административной нагрузке.

Позиция налогового органа

Инспекция утверждает, что налогоплательщик, представив уточненную налоговую декларацию
с суммой налога к уменьшению, пытается избежать проведения выездной налоговой проверки
по декларациям, в которых содержатся недостоверные данные и за счет которых увеличены расходы.

Налоговый орган указывает, что повторная налоговая проверка может быть проведена независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Эта позиция полностью соответствует понятию «повторная выездная проверка», указанному в пункте 10 статьи 89 Налогового кодекса.

При проведении повторной выездной налоговой проверки действует ограничение, равное трем календарным годам с того года, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки. В данном случае проведение повторных контрольных мероприятий законно.

Суд решил

Постановление Арбитражного суда Московского округа
от 11 августа 2016 г. № Ф05-11322/2016 по делу № А40-213572/2015

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться в том числе налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ). В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Судьи первой и второй инстанций согласились с мнением налогоплательщика и указали,
что предметом повторной налоговой проверки могут быть только сведения, изменение которых повлекло уменьшение ранее заявленного налога. Таким образом, вынесенное решение
о проведении проверки за весь 2011 год незаконно.

Однако суд кассационной инстанции не согласился с такими выводами и отметил,
что назначение повторной налоговой проверки само по себе не является существенным нарушением прав и интересов общества. Результаты повторной проверки могут быть
оспорены в судебном порядке после проведения такой проверки.

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA