Отчет об использовании взносов «по травме»

29.09.2016

Фирмы, уплачивающие страховые взносы «по травме», имеют право часть этих взносов использовать для оплаты предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Затем – отчитаться перед фондом о том, сколько и на что денег потрачено.

Израсходовать можно не более 20% от суммы страховых взносов, начисленных в ФСС за год, предшествующий отчетному, за минусом расходов на выплату обеспечения по страховым случаям (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона от 1 декабря 2014 г. № 386-ФЗ).

Какие мероприятия профинансирует фонд

Перечень мероприятий приведен в пункте 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 года № 580н:

1) проведение специальной оценки условий труда;

2) реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие
с государственными нормативными требованиями охраны труда;

3) обучение по охране труда работников следующих категорий:

  • руководителей организаций малого предпринимательства;
  • работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников
    до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
  • руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
  • руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
  • членов комитетов (комиссий) по охране труда;
  • уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работников представительных органов;
  • работников организаций, отнесенных к опасным производственным объектам
    (если обучение по вопросам безопасного ведения работ (в т. ч. горных работ) и действиям при аварии или инциденте на опасном производственном объекте проводится с отрывом
    от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность);

4) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения спецоценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств. С 1 августа 2017 года за счет сумм страховых взносов будут финансировать мероприятия по приобретению спецодежды, если она изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен или нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ;

5) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

6) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

7) обеспечение лечебно-профилактическим питанием (ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н);

8) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

9) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

10) приобретение аптечек для оказания первой помощи;

11) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

12) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.

Направить часть начисленных страховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма фирма сможет в том случае, если получит на это разрешение
от отделения Фонда.

Как получить финансирование

Для этого компания должна до 1 августа отчетного года подать заявление по установленной форме в региональное отделение ФСС РФ, в котором она состоит на учете.

К заявлению нужно приложить:

  • план финансового обеспечения предупредительных мер с указанием суммы финансирования;
  • копию коллективного договора (можно выписку из него) и (или) копию перечня мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

Дополнительно к заявлению прилагают документы, обосновывающие необходимость финансирования предупредительных мер, в том числе:

а) при финансировании мероприятий в связи с проведением спецоценки:

  • копию приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  • копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, где должно быть указано количество рабочих мест, в отношении которых проводится спецоценка, и ее стоимость;

б) при финансировании мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда:

  • копию отчета о проведении спецоценки условий труда, подтверждающего превышение предельно допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на соответствующих рабочих местах;
  • копию отчета о проведении спецоценки после реализации соответствующих мероприятий
    и свидетельствующего о снижении класса (подкласса) условий труда на соответствующих рабочих местах;
  • копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующего оборудования и (или) проведение работ по приведению уровней воздействия вредных
    и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • копию договора на проведение работ;

в) при финансировании обучения работников правилам охраны труда:

  • копию приказа о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом
    от производства;
  • список работников, направляемых на обучение по охране труда (полномочия лиц, указанных в списке, на получение этой подготовки должны быть документально подтверждены);
  • копию договора на проведение обучения с обучающей организацией;
  • копию уведомления Минтруда России (Минздравсоцразвития России) о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • копию программы обучения, утвержденной в установленном порядке;
  • документы, подтверждающие право работника на обучение за счет средств ФСС;

г) при приобретении СИЗ:

  • перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;
  • перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ (Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ утверждены приказом Минтруда РФ от 9 декабря 2014 г. № 997н), а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;
  • копии сертификатов (деклараций) соответствия для СИЗ;

д) при санаторно-курортном лечении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами:

  • заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  • списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;
  • копию лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации;
  • копии договоров, счетов на приобретение путевок;
  • калькуляцию стоимости путевки;

е) при финансировании обязательных медосмотров:

  • копию списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в текущем календарном году, утвержденного работодателем;
  • копию договора с медицинской организацией на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  • копию лицензии медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников;

Обратите внимание

Перечень вредных (опасных) производственных факторов и работ, при выполнении которых требуется обязательное медицинское обследование работников организаций, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н. Так, если организация проводит обязательные периодические медицинские осмотры работников за счет взносов в ФСС, то она должна представить в фонд реестр работников, которые прошли такие осмотры. Рекомендуемая форма реестра приведена в приложении 1 к письму ФСС России от 2 июля 2015 года № 02-09-11/16-10779.

ж) при выдаче лечебного питания:

  • перечень работников, которым выдается ЛПП, с указанием их профессий (должностей)
    и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 февраля 2009 года № 46н;
  • номер рациона ЛПП;
  • график занятости работников, имеющих право на получение ЛПП;
  • копии документов о фактически отработанном работниками времени в особо вредных условиях труда;
  • копии постатейных смет расходов, запланированных страхователем на обеспечение работников ЛПП, на планируемый период;
  • копии договоров страхователя с организациями общественного питания, если выдача ЛПП производилась не в структурных подразделениях страхователя;
  • копии документов, подтверждающих затраты страхователя на обеспечение работников ЛПП;

з) при проведении обязательных предсменных или предрейсовых медицинских осмотров работников:

  • копию приказа о проведении предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников;
  • копию лицензии страхователя на осуществление предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников или копию договора страхователя с медицинской организацией, оказывающей эти услуги, с приложением лицензии;
  • копии счетов на оплату приобретаемых алкотестеров или алкометров;

и) при приобретении приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов):

  • копии лицензий на осуществление страхователем пассажирских и (или) грузовых перевозок (при наличии) и (или) копию документа, подтверждающего соответствующий вид экономической деятельности страхователя;
  • перечень транспортных средств (ТС), подлежащих оснащению тахографами, с указанием их государственного регистрационного номера, даты выпуска, сведений о прохождении ТС последнего технического осмотра;
  • копии паспортов ТС;
  • копию свидетельства о регистрации ТС в органах ГИБДД;
  • копии счетов на оплату приобретаемых тахографов;

к) при приобретении аптечек для оказания первой помощи – перечень приобретаемых медицинских изделий с указанием количества и стоимости приобретаемых медицинских изделий, а также с указанием санитарных постов, подлежащих комплектацией аптечками;

л) при приобретении отдельных приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников:

  • копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующих приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования;
  • копии (выписки из) технических проектов и (или) проектной документации, которыми предусмотрено приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах.

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер и его объеме или об отказе
в финансовом обеспечении территориальное отделение фонда принимает (п. 8 Правил,
утв. приказом Минтруда России № 580н):

  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 8 млн рублей (с 1 января 2017 г. – 10 млн руб.) включительно – в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;
  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 8 млн рублей (с 1 января 2017 г. – 10 млн руб.) – после согласования с Фондом. В этом случае территориальный орган Фонда в течение трех рабочих дней со дня получения документов направляет их на согласование в Фонд. Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

Когда фонд откажет в финансировании

Если Фонд вам отказал, тогда уменьшить страховые взносы по платежам на предупредительные мероприятия вы не вправе. Причины отказа могут быть такие:

  • у вас имеется задолженность по уплате страховых взносов;
  • представлен неполный перечень документов;
  • представленные документы содержат недостоверную информацию.

Но вы вправе повторно, но не позднее 1 августа, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации. Также можно обжаловать решение территориального органа ФСС в вышестоящем органе или в суде.

Если же вы не полностью использовали сумму финансирования, об этом нужно сообщить в отделение ФСС до 10 октября текущего года (п. 13 Правил, утвержденных приказом № 580н). Сообщение подают в произвольной форме.

Как сделать отчет об использовании полученных средств

Фирма ежеквартально обязана представлять в территориальный орган Фонда отчет об использовании выделенных средств, а по окончании всех мероприятий обязана подать документы, подтверждающие произведенные расходы. Отчет составляется по форме, которая приведена в приложении 2 к письму ФСС России от 2 июля 2015 года № 02-09-11/16-10779.

За 2016 год сдать отчет нужно вместе с расчетом по форме 4 – ФСС РФ, то есть не позднее 20-го января 2017 года, если отчет вы сдаете на «бумаге», либо не позднее 25-го января 2017 года, если отчет вы представляете в форме электронного документа.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA