Земельный налог при УСН

09.09.2016

Фирмы и предприниматели, применяющие УСН и приобретающие земельные участки для ведения своей коммерческой деятельности, становятся плательщиками земельного налога. Стоимость земельного участка нельзя включить в расходы «упрощенца». А вот затраты, сопутствующие сделке купли-продажи земли, при расчете УСН-налога учитываются. Подробнее об этом расскажет наша статья, подготовленная экспертами бератора «УСН на практике»

Это такие расходы, как:

  • оплата нотариальных услуг (пп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • услуги специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового учета и правоустанавливающих документов (пп. 29 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, за исключением суммы земельного налога (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Уплата земельного налога регулируется главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса.

В этой статье мы рассмотрим подробно:

  • кто является плательщиком земельного налога;
  • что облагается земельным налогом;
  • как рассчитать и уплатить налог;
  • порядок и сроки представления отчетности.

Налогоплательщики

Земельный налог платят фирмы и предприниматели, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Подтвердить статус собственника земли, землевладельца или землепользователя нужно соответствующими документами, например актом государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Обратите внимание

Не являются плательщиками земельного налога фирмы в отношении тех участков земли, которые:

  • или находятся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования;
  • или переданы им по договору аренды.

Как быть, если вы уже используете земельный участок, но еще не получили соответствующие документы? Налоговая инспекция в такой ситуации требует заплатить налог.

Позиция налоговиков в данном случае подкреплена письмом Минфина России от 11 мая 2006 г. № 03-06-02-02/37. В нем сказано, что организации и граждане, не имеющие правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов на фактически используемые земельные участки, должны привлекаться к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной статьей 19.21КоАП РФ.

В силу этой статьи несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей;
– на должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей;
– на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

Если вы откажетесь платить земельный налог, будьте готовы отстаивать свою позицию в суде. Однако судебная практика по этому вопросу крайне противоречива. Не факт, что решение суда будет в вашу пользу.

Так, мнение чиновников поддерживают, в частности ФАС Центрального округа в постановлении от 1 апреля 2009 года по делу № А68-3899/2008-174/5 и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 12 июля 2006 года № 11991/05 по делу № А65-20581/2004-СА1-29. При этом Президиум ВАС указал, что, отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от уплаты налога, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего.

О том, кто должен уплачивать земельный налог, а кто освобожден от его уплаты, читайте в бераторе «УСН на практике»

Объект налогообложения и налоговая база

Земельный налог является местным налогом. В соответствии с главой 31 Налогового кодекса этим налогом облагаются земельные участки, которые находятся на территории муниципального образования – городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, где введен земельный налог. Земельный налог установлен следующими законами этих городов:

– на территории г. Москвы – Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге»;
– на территории г. Санкт-Петербурга – Законом Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге»;
– на территории г. Севастополя – Законом г. Севастополя от 26 ноября 2014 г. № 81-ЗС
«О земельном налоге».

Обратите внимание

Не являются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота;
  • земельные участки, ограниченные в обороте;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда.

Перечень изъятых из оборота земельных участков приведен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса. Это земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками. Исключение составляют случаи, предусмотренные статьей 95 Земельного кодекса;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых расположены военные суды;
  • объектами организаций Федеральной службы безопасности и государственной охраны;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы РФ.

Перечень ограниченных в обороте земельных участков приведен в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ. Это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а именно:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса;
  • не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  • предоставленные для нужд связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Налоговая база по налогу – кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на
1 января года, являющегося налоговым периодом.

Информация о том, какие земельные участки признаются объектом налогообложения земельным налогом, есть в бераторе «УСН на практике»

Расчет и уплата налога

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Для фирм и предпринимателей отчетными периодами признаются I квартал, II квартал, III квартал календарного года. Впрочем, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе разрешено не устанавливать отчетный период (п. 3 ст. 393 НК РФ).

Ставка налога

Ставки налога устанавливаются в зависимости от назначения земель:

  • не более 0,3% – для земель сельскохозяйственного назначения, занятых жилым фондом или предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  • не более 1,5% – в отношении других земель (например, под предприятиями, магазинами
    и т. д.).

В зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка местные власти могут устанавливать дифференцированные ставки.

Налоговый кодекс предусматривает для некоторых фирм налоговые льготы по земельному налогу (ст. 395 НК РФ). Например, льготы установлены для организаций инвалидов, которые используют земельные участки для своей уставной деятельности. Кроме того, местные власти могут определять налоговые льготы сверх установленных статьей 395 Налогового кодекса.

Порядок расчета и уплаты налога

Основанием для расчетов служит информация о стоимости земельных участков, которую предоставляют территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Они должны ежегодно до 1 февраля текущего года сообщать в налоговую инспекцию сведения о земельных участках, облагаемых земельным налогом, по состоянию на 1 января текущего года.

Обратите внимание

Фирмы рассчитывают сумму налога самостоятельно в отношении используемых земель.
Для этого кадастровую стоимость участка умножают на ставку налога. При этом налог рассчитывают исходя из полных месяцев, в течение которых земельный участок находился
в собственности фирмы (предпринимателя).

Фирмы и предприниматели платят авансовые платежи по налогу. Сумму авансового платежа определяют по формуле:

Сумма авансового платежа = ( Кадастровая стоимость земельного участка × Ставка налога ) : 4

Перечислить авансовый платеж нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Так, перечислить в соответствующий бюджет авансовый платеж по налогу фирма (предприниматель) должна: за I квартал – не позднее 30 апреля, за II квартал – не позднее 31 июля, за III квартал – не позднее 31 октября текущего года. Размер авансового платежа по налогу равен 1/4 его годовой величины.

Срок уплаты налога не может быть установлен местными властями ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумму налога по итогам года, подлежащую уплате в бюджет, определяют как разницу между годовой суммой налога и суммой авансовых платежей, перечисленных в течение года:

Сумма налога, подлежащая уплате = Сумма налога, начисленная
за год
Сумма авансовых платежей
по налогу

С 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели не определяют налоговую базу по земельному налогу в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности (абз. 2 п. 3 ст. 391 НК РФ). Исчисляет налог за них налоговая инспекция. Поэтому с 2015 года земельный налог предприниматели уплачивают на основании налогового уведомления.

Напомним, что до 1 января 2015 года в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, ИП были обязаны рассчитывать земельный налог самостоятельно.

Как безошибочно рассчитать и уплатить земельный налог, читайте в Бераторе

Порядок и сроки представления отчетности

Не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим годом, в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка нужно представить налоговую декларацию (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Декларация по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 октября 2011 года № ММВ-7-11/696@. В приложении 1 к данному приказу приведена форма налоговой декларации, а в приложении 3 дан порядок ее заполнения.

С 2015 года индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые им направляет инспекция. Таким образом, для них отменена обязанность представлять декларации по земельному налогу. Однако терять бдительности не стоит: если общая сумма налогов, исчисленных инспекцией, составит менее 100 рублей, то налоговое уведомление направлено не будет (п. 4 ст. 52 НК РФ в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ).

Обратите внимание

Квартальные расчеты по земельному налогу представлять не нужно. А вот уплачивать авансовые платежи налогоплательщики обязаны.

Сдавать декларацию нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Причем, если на территории одного муниципального образования у фирмы есть несколько участков, подать следует только один отчет.

Декларацию плательщики представляют в инспекцию лично или через представителя, направляют в виде почтового отправления с описью вложения или передают по телекоммуникационным каналам связи.

Существует два варианта представления декларации на бумажном носителе:

  • с приложением съемного носителя, содержащего данные в электронном виде установленного формата;
  • с использованием двумерного штрих-кода.

При отправке по почте днем представления в инспекцию считают дату отправки, указанную на почтовой квитанции и штемпеле на конверте. При передаче по телекоммуникационным каналам связи – это дата отправки, подтвержденная кваитанцией налоговой инспекции о приеме.

Если вы не вовремя подадите декларацию, вас оштрафуют. Размер штрафа один, независимо от сроков: 5% от неперечисленного налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи декларации, но не более 30% от неперечисленной суммы и не менее 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Кроме этого, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300
до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ). Оштрафовать вас могут и в том случае, если вы обязаны представлять декларации в электронной форме, а делаете это на бумажном носителе. Штраф
по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом
(ст. 119.1 НК РФ).

В Налоговом кодексе не установлены особенности по исчислению и уплате земельного налога для обособленных подразделений организаций.

Поэтому «обособленцы», имеющие отдельный баланс и расчетный счет, рассчитывают и уплачивают в бюджет земельный налог по месту своего нахождения, то есть по месту нахождения земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ). Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, то налог уплачивает головная компания по месту нахождения земельного участка. Делается это на основании сведений, представляемым обособленными подразделениями.

Подробную информацию о порядке и сроках представления отчетности читайте в бераторе «УСН на практкие»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное