В каком случае налоговый орган может отказать в регистрации изменений данных из ЕГРЮЛ?

11.08.2016

В течение «жизни» компании многое может измениться. Например, юридический адрес, состав участников, виды деятельности. В некоторых случаях такие перемены требуют внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В этом случае фирма должна предоставить в налоговую инспекцию ряд документов. Проверив эти документы, инспекторы могут отказать в изменения данных. Почему?

Основание спора

Обществом на общем собрании акционеров принято решение о смене места нахождения. Соответствующее заявление и документы общество представило в налоговую инспекцию для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Инспекция отказала обществу в государственной регистрации изменений, ссылаясь на то, что в представленных на регистрацию документах указаны недостоверные сведения о новом местонахождении юридического лица. Общество, полагая, что решение инспекции нарушает его законные права и интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.

Позиция налогоплательщика

Общество не соглашается с выводами инспекции о том, что по указанному адресу отсутствует юридическое лицо, так как при обследовании здания сотрудниками налоговой инспекции было подтверждено нахождение общества по указанному адресу. Арендуемые обществом площади располагаются на двух этажах (подтверждено наличие офисных помещений и кабинетов).

Позиция налогового органа

Инспекция утверждает, что в представленных на регистрацию документах указаны недостоверные сведения о новом местонахождении юридического лица. Это подтверждает осмотр места нахождения общества по указанному адресу. Также в заявлении, которое подало общество, не указаны литера здания, номер офисного помещения; общество не представило подтверждение исполнения договора аренды нежилого помещения, расположенного по указанному адресу.

Таким образом, у инспекции имелась подтвержденная информация о недостоверности данных, содержащихся в представленных обществом документах.

Суд решил

Постановление Арбитражного суда Уральского округа
от 20 июня 2016 года № Ф09-4566/16 по делу № А71-11552/2015

Порядок регистрации юридических лиц регламентирован Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

В случае изменений данных учредительных документов в налоговую инспекцию представляются следующие документы (п. 17 Закона № 129-ФЗ):

  • заявление;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • учредительные документы юридического лица в новой редакции (с изменениями) в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Дополнительно могут представляться еще несколько документов, если изменения связаны с фирменным наименованием юридического лица.

Основания для отказа в государственной регистрации изменений указаны также в Законе № 129-ФЗ (п. 1 ст. 23). К ним, в частности, относится наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений.

Также налоговый орган вправе отказать юридическому лицу в государственной регистрации по данному основанию, если недостоверный адрес местонахождения такого юридического лица был указан формально, то есть без намерения использовать его для связи или контактов (п. 2 постановления ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 61).

Согласно этому же постановлению, о недостоверности сведений могут свидетельствовать следующие факты:

  • если адрес, указанный в документах, обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц (адрес «массовой» регистрации);
  • если в отношении значительной части зарегистрированных по указанному адресу юридических лиц есть подтвержденные данные об отсутствии связи и контактов с такими юрлицами (представители юрлица по данному адресу не располагаются, возвращается почтовая корреспонденция, имеется заявление собственника объекта недвижимости об отсутствии юрлица);
  • если адрес, указанный в документах, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
  • если указанный адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства.

Если юридическое лицо не представит в налоговый орган иные сведения (документы), подтверждающие связь с данной компанией по указанному адресу, то представленные сведения считаются недостоверными.

Судьи, рассмотрев материалы дела, выяснили, что сотрудник налоговой инспекции осматривал здание, действительно находившееся по указанному адресу, но не имеющее отношение к недвижимости, арендованной обществом. В договоре аренды указано, что общество арендует отдельно стоящее здание, имеющее два этажа, адрес местонахождения которого совпадает с указанным в заявлении адресом. При этом сотрудники налоговой инспекции не обращались за разъяснениями ни к собственнику недвижимости, ни к иным лицам для установления места нахождения общества.

Таким образом, суд пришел к выводу, что факт представления обществом недостоверных сведений, являющихся основанием для отказа в регистрации, инспекцией не доказан. Представленные обществом сведения соответствуют действительности и не противоречат действующему законодательству. Суд признал решение инспекции недействительным.

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное