Как вести учет расходов интернет-магазина?

28.07.2016

Продажа товаров через Интернет – один из способов ведения дистанционной торговли. Об особенностях бухгалтерского и налогового учета таких трат расскажет Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО «АКФ “МИАН”».

Интернет-магазины отличаются от традиционной торговли в том числе и своими расходами. У онлайн точек продаж отсутствуют затраты на аренду площадей и оплату труда штатных продавцов. В то же время интернет-магазин тратится на: аренду складских помещений, оплату услуг курьера, содержание и ремонт автотранспорта, маркетинговые исследования и рекламу, поддержку web-сайта. Также онлайн-торговцем приходится содержать службу поддержки клиентов и колл-центр.

Аренда склада

Для бухгалтерского учета расходы по арендной плате в интернет-магазине признаются ежемесячно на последнее число текущего месяца в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н) и отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Для налогового учета арендные платежи считаются прочими тратами, связанными с производством и реализацией, согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 НК.

Обратите внимание

Все расходы, связанные с проведением маркетинговых исследований, направлены на реализацию товаров или услуг, поэтому в бухгалтерском учете затраты, осуществляемые с целью повышения продаж, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». По окончании месяца их списывают в дебет счета 90 «Продажи».

Дату признания затрат необходимо определять в соответствии с условиями заключенных договоров или по дате предъявления компании документов для расчетов либо на последнее число месяца (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).


ПРИМЕР

Интернет-магазин заключил договор аренды складских площадей сроком на 11 месяцев.

Плата включает в себя коммунальные платежи за арендованное имущество и за месяц составляет 35 400 руб. (в т. ч. НДС 18% – 5400 руб.).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 60   КРЕДИТ 51
– 35 400 рублей – перечислена оплата аренды за месяц;

ДЕБЕТ   КРЕДИТ 60
– 30 000 рублей (35 400 – 5400) – включены услуги по аренде в затраты месяца;

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60
– 5400 рублей – учтен «входной» НДС;

ДЕБЕТ 68, субсчет «Расчеты по НДС»   КРЕДИТ 19
– 5400 рублей – принят к вычету НДС.

Расходы на маркетинг

Маркетинговые исследования необходимы интернет-магазину: они позволяют не только привлечь посетителей на сайт, но и удержать их, превратив в покупателей. Такие мероприятия помогают владельцу бизнеса понять, справляется ли сайт с поставленными задачами, а также выяснить, как можно привлечь больше клиентов, как увеличить прибыль и многое другое.

Обратите внимание

650 млрд рублей составил объем рынка интернет-торговли в 2015 году.

Все расходы, связанные с проведением маркетинговых исследований, направлены на реализацию товаров или услуг, поэтому в бухгалтерском учете затраты, осуществляемые с целью повышения продаж, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». По окончании месяца их списывают в дебет счета 90 «Продажи».

Такие затраты можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ).


ПРИМЕР

Интернет-магазин заключил договор с консалтинговой компанией на проведение маркетингового исследования. Стоимость оказанных услуг составила 82 600 рублей (в т. ч. НДС – 12 600 руб.). В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 76
– 70 000 рублей (82 600 – 12 600) – отражены результаты маркетинговых исследований согласно отчету;

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 76
– 12 600 рублей – отражен НДС;

ДЕБЕТ 76   КРЕДИТ 51
– 82 600 рублей – оплачены маркетинговые исследования;

ДЕБЕТ 68, субсчет «Расчеты по НДС»   КРЕДИТ 19
– 12 600 рублей – принят к вычету НДС по маркетинговым исследованиям;

ДЕБЕТ 90, субсчет «Себестоимость продаж»   КРЕДИТ 44
– 70 000 рублей – списаны расходы на маркетинговые исследования.

Затраты на доставку

Виртуальный магазин может доставлять товар покупателю на своем автомобиле или воспользоваться услугами транспортной компании. Затратами на доставку могут быть, например, амортизация по собственным ТС, зарплата водителей, ГСМ, а также стоимость услуг перевозчика. Многие интернет-магазины, чтобы облегчить учет издержек на пересылку, включают стоимость доставки в цену товара. В таком случае затраты рассматриваются как расходы на продажу. Некоторые фирмы предпочитают сумму доставки не включать в цену товара, тогда покупателям приходится отдельно оплачивать пересылку (ее стоимость указывается в документах отдельной графой).

Полученные от покупателей деньги за доставку нужно будет отразить в выручке, а понесенные затраты учесть в расходах интернет-магазина. При этом затраты на курьерскую доставку являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99) и собираются на счете 44 «Расходы на продажу».

В налоговом учете такие затраты учитываются при налогообложении прибыли в составе косвенных расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253, абз. 3 ст. 320 НК РФ). А при наличии собственной службы доставки и использовании общего режима налогообложения расходы на оплату проезда курьеров к месту нахождения покупателя и обратно, а также их заработная плата включаются в состав расходов на оплату труда (п. 1 и 3 ст. 255 НК РФ, ст. 168.1 ТК РФ, письмо Минфина от 29 августа 2006 г. № 03-03-04/1/642).

Обратите внимание

В налоговом учете затраты на доставку учитываются при налогообложении прибыли в составе косвенных расходов, связанных с производством и реализацией. А при наличии собственной службы доставки и использовании общего режима налогообложения расходы на оплату проезда курьеров, а также их заработная плата включаются в состав расходов на оплату труда.

Затраты на покупку топлива для автомобилей, развозящих заказы, а также расходы на их ремонт отражаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если интернет-магазин собственную курьерскую службу не организует, а обращается к специализированной организации, то плата за ее услуги также относится к прочим расходам на основании подпункта 49 пункта 1 ст. 264 НК РФ.

В случае доставки товаров почтой, затраты на отправления следует учитывать в составе прочих расходов на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ.


ПРИМЕР

В интернет-магазине доставка товаров производится собственной курьерской службой и по почте. Стоимость доставки включается в цену товара. Эти расходы за месяц составили 400 000 рублей: амортизация по автомобилям – 100 000 рублей; зарплата двух водителей-экспедиторов и четырех курьеров и страховые взносы на заработную плату – 190 000 рублей; приобретение проездных билетов на общественный транспорт – 10 000 рублей; расходы на ГСМ по путевым листам – 50 000 рублей; оплата услуг почты – 50 000 рублей.

Указанные расходы следует отразить в бухгалтерском учете следующими записями:

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 02
– 100 000 рублей – начислена амортизация по автомобилям;

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 70,69
– 190 000 рублей – начислена заработная плата и страховые взносы;

ДЕБЕТ 71   КРЕДИТ 50
– 50 000 рублей – выдано в подотчет водителю на приобретение ГСМ;

ДЕБЕТ 10   КРЕДИТ 71
– 50 000 рублей – приобретен ГСМ согласно авансовому отчету;

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 10
– 50 000 рублей – списаны ГСМ по путевым листам;

ДЕБЕТ 71   КРЕДИТ 50
– 10 000 рублей – выдано в подотчет на приобретение проездных билетов;

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 71
– 10 000 рублей – учтены расходы на проездные билеты;

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 60
– 50 000 рублей – учтены почтовые расходы;

ДЕБЕТ 60   КРЕДИТ 51
– 50 000 рублей – оплачены услуги почты с расчетного счета;

ДЕБЕТ 90, субсчет «Себестоимость продаж»   КРЕДИТ 44
– 400 000 рублей (100 000 +190 000 + 10 000 + 50 000 + 50 000) – списаны расходы на доставку товаров.

Рекламные расходы

Интернет-магазинам приходится прибегать ко всевозможным видам рекламы (например, телереклама, радиореклама, реклама в Интернете и пр.). Стоимость таких услуг учитывается организацией в составе расходов по обычным видам деятельности в качестве коммерческих трат (п. 5, 7, 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н). Расходы по обычным видам деятельности формируют себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (п. 9 ПБУ 10/99). Сумма задолженности перед поставщиком рекламных услуг отражается по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и списывается в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» (п. 9 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). Рекламные траты признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты средств (п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). При этом ревизоры разрешают квалифицировать их в качестве ненормируемых независимо от того, с кем заключает договоры компания, – со сторонними организациями либо с физическими лицами, не являющимися ИП (письма Минфина от 8 августа 2012 г. № 03-03-06/1/390, УФНС России по г. Москве от 27 сентября 2012 г. № 16-15/091449.


ПРИМЕР

Услуги по продвижению сайта интернет-магазину оказала сторонняя организация.

Стоимость услуг составила 35 400 рублей (в т. ч. НДС – 5400 руб.). В бухгалтерском учете следует сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 60
– 30 000 рублей (35 400 – 5 400) – учтены расходы на продвижение сайта;

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60
– 5400 руб. – отражена сумма предъявленного НДС по оказанным услугам;

ДЕБЕТ 68, субсчет «Расчеты по НДС»   КРЕДИТ 19
– 5400 рублей – предъявлена к вычету сумма «входного» НДС;

ДЕБЕТ 60   КРЕДИТ 51
– 35 400 рублей – оплачены услуги по продвижению web-сайта.

Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное