Налоговая тайна? Нет, не слышали

27.07.2016 распечатать

С 1 июня 2016 года вступил в силу закон, изменяющий порядок применения налоговой тайны. Станет ли компаниям проще проверить контрагентов? Ответ на этот вопрос искала Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП».

На сайте ФНС любая компания может узнать юридический адрес своего контрагента, получить сведения о регистрации, постановке на учет, уставном капитале, составе учредителей, данные об изменениях в ЕГРЮЛ. Эта информация нужна при заключении сделок, чтобы организация понимала, с кем она имеет дело. Данные ФНС помогают соблюсти, хотя бы частично, требование налоговиков о должной осмотрительности.

Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разрешает ревизорам публиковать на сайте сведения об имеющихся у компаний недоимках, информацию о численности сотрудников, доходах и расходах юридических лиц.

Действующая редакция статьи 102 НК под налоговой тайной понимает любые сведения о компании, полученные налоговиками, органами внутренних дел, следственными органами, государственным внебюджетным фондом и таможенным органом. На данные, которые являются общедоступными или которые стали известны широкой общественности с согласия их обладателя, режим тайны не распространяется.

Без грифа секретности

Закон, который депутаты в течение полугода рассматривали и принимали под чутким руководством одного из разработчиков Налогового кодекса, председателя комитета по бюджету и налогам ГД РФ Андрея Макарова, теперь снимает гриф секретности со сведений о деятельности любого юридического лица: речь идет о численности работников, уплаченных суммах налогов и сборов, доходах и расходах по данным отчетности.

Все эти сведения будут публиковаться в общедоступном виде на сайте ФНС. Кроме того, на этом портале будут также размещаться данные о нарушениях законодательства о налогах и сборах, а также мерах ответственности за эти проступки (о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам), о спецрежимах, применяемых компанией, и об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков.

Что защищает налоговая тайна?

Режим налоговой тайны получил законодательное закрепление в 1998 году в статье 102 НК РФ. Он призван защитить данные о компаниях, предпринимателях и физических лицах от бесконтрольного ее получения теми, кто не участвует в мероприятиях фискального контроля.

В пояснительной записке к тогда еще законопроекту разработчики документа констатировали, что в последнее время к некоторым данным, поступающим в налоговые органы, одновременно может иметься открытый доступ в соответствии с другими законодательными актами. Так, например, в отношении отдельных категорий юридических лиц установлено право публиковать отчетность в СМИ, а также передавать копию отчета территориальным органам государственной статистики для предоставления ее заинтересованным пользователям. Отчетность, даже не подлежащая обязательному опубликованию, полученная органами государственной статистики, формально также имеет открытый доступ; и те же сведения, но уже полученные налоговыми органами, одновременно подпадают под строгий режим хранения и ограничения доступа к ним. Вот это несоответствие разработчики закона и решили устранить.

Отмечу, что в соответствии с этой нормой фирма должна дать свое согласие на использование указанных сведений любыми лицами по их усмотрению. Такое разрешение можно будет предоставить, используя форму, утвержденную ФНС. Как дать разрешение? Отправить в электронной форме заполненный бланк по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, или переслать через личный кабинет налогоплательщика.

Ожидания и реальность

По задумке разработчиков документа, закон должен был дать бизнесу инструмент проверки будущих бизнес-партнеров. При этом авторы поправок полагали, что сам факт публикации данных должен мотивировать коммерсантов заботиться о репутации компании. На мой взгляд, ситуация со снятием налоговой тайны похожа на применение лекарства, которое «одно лечит, а другое может калечить».

Высока вероятность, что от закона могут пострадать законопослушные предприниматели. Дело в том, что сведения об уплаченных налогах и численности сотрудников, а также другие данные, которые решено сделать публичными, обычно являются коммерческой тайной. На мой взгляд, раскрытие финансовых показателей может сделать хорошие и прибыльные компании легкой добычей для «рейдеров»; не стоит забывать, что сведениями могут воспользоваться и конкуренты.

Во взаимодействии налогоплательщика и инспекции нововведение об отмене тайны будет иметь свои последствия. Например, фискалам будет проще предъявить претензии к компании относительно недостаточной осмотрительности при выборе контрагента. Теперь нужно будет обосновывать свое решение иными причинами: рекомендациями, хорошо выполненной ранее работой, конкурентоспособной ценой и тому подобное.

Обратите внимание

До 1 триллиона рублей ежегодно теряет бюджет из-за фирм-однодневок, по данным ЦБ.

При этом некоторые показатели – как, например, численность сотрудников – могут быть необъективными критериями при определении того, что компания надежна и с ней можно иметь дело. На практике случается так, что даже если у организации мало работников, это не мешает ей найти хороших, толковых субподрядчиков и выполнить все качественно и в срок. Гражданское законодтельство такую форму решения бизнес-задач не запрещает.

Использование такого критерия, как численность сотрудников, может оказаться способом, с помощью которого из конкурентоспособной среды будет «выдавливаться» малый бизнес, так как крупные компании могут обращать внимание на открытые данные, в том числе и на численность работников.

Еще одно уязвимое место нового закона – это желание властей сделать открытыми данные о недоимках компании. На практике может случиться так, что организация оспаривает и «отбивает» доначисления инспекции, а споры с налоговой – процесс, к сожалению, не быстрый. Разрешение конфликта может занять год и более, а недоимка в открытых данных о компании будет отражена, и этот факт может влиять на конечное решение клиентов фирмы.

Неисчерпывающие инструкции

Если налоговые и правоохранительные органы действительно хотят изменить ситуацию с «теневым» сектором экономики и сделать ведение бизнеса более качественным, то нужно идти до конца и давать исчерпывающие инструкции по проверке контрагентов, а также публиковать показатели, которым они должны соответствовать. При таких условиях с бизнеса будет снято бремя ответственности в недобросовестном подборе партнера.

Зачем вся эта «открытость», если все равно будут проверки бизнес-партнеров и налоговые претензии в отсутствии должной осмотрительности, миллионные доначисления и недоимки? На мой взгляд, введение большего количества формальных признаков для проверки бесполезно без четко обозначенного в законе понятия недобросовестности и критериев неосмотрительности.

Важно понимать, что препятствием для тех, кому есть что скрывать, нововведение не станет, потому что «теневой» сегмент бизнеса всегда умело подстраивается под законодательство. Например, когда-то были фирмы-«однодневки», вообще не платившие налоги и не отражавшие в отчетности обороты по счетам. Сегодня недобросовестные компании тоже есть, но они уже «многодневки»: исправно платят налоги, сдают вовремя отчетность, в том числе предоставляют книги покупок и продаж.

Новый закон – это «палка о двух концах»: с одной стороны, наносится удар по теневому сектору, который государство обязано контролировать; а с другой – раскрытие налоговой тайны еще ни в одной стране не привело к процветанию экономики и бизнеса.

Коммерсантам надо помнить, что репутация, о которой так заботятся депутаты Госдумы, не защитит, если компания не будет применять в своей деятельности систему проверки контрагента, а также иметь четкое экономическое обоснование, почему она выбрала для работы именно эту организацию. Незнание законов не освобождает от ответственности. И об этом нужно помнить.

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.