Кому банки откажут в проведении операций

11.07.2016 распечатать

В законодательство внесены изменения, облегчающие для предпринимателей процедуру открытия банковского счета. В свою очередь ЦБ РФ рассылает банкирам указания, позволяющие легко и непринужденно закрывать эти самые счета и расторгать договоры по малейшему подозрению в совершении сомнительных операций. И все идет к тому, что сомнительной скоро станет практически любая сделка.

Федеральным законом от 23.06.2016 № 191-ФЗ вносятся изменения в законы от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Проверять данные банкирам предлагается самостоятельно – через ЕГРИП, ЕГРЮЛ и госреестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц, а также иных доступных информационных систем. Таким образом, предъявлять свидетельства о госрегистрации при открытии счета коммерсантам с 1 сентября 2016 года не придется.

Когда банк вправе разорвать договор с предпринимателем

Однако говорить о «гуманизации» антиотмывочного законодательства не приходится. В многочисленных «разъяснялках» Банк России трактует различные неясности закона № 115-ФЗ отнюдь не в пользу коммерсантов. В частности, регулятор разъяснил, что при совершении компанией подозрительной операции банк вправе полностью расторгнуть с ней договорные отношения.

Пояснения были обнародованы в ответ на частный запрос банка о применении положений антиотмывочного закона. В соответствии с ними кредитное учреждение вправе расторгнуть соглашение с клиентом, если тот дважды за год был уличен в нарушениях закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Однако оставалось неясным, касается это лишь счета, по которому фиксировались нарушения, или же сотрудничества в целом. Теперь регулятор фактически разрешил отказывать проблемным клиентам в обслуживании полностью.

Обратите внимание

ЦБ РФ вновь напомнил банкам, что они могут быть вовлечены в сомнительные операции, которые проводят их клиенты при расчетах за товары стран Таможенного союза. Соответствующее письмо за подписью зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина опубликовано в «Вестнике Банка России». Раньше подобные операции недобросовестные клиенты проводили с компаниями из Белоруссии и Казахстана. Однако в этот раз регулятор обращает внимание на Армению и Киргизию – ранее об операциях с резидентами этих стран ЦБ не упоминал.

А в письме от 07.06.2016 № 014-12-1/4406 регулятор призвал банкиров почаще заглядывать в методические рекомендации ЦБ от 13.04.2016 № 10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов». И не просто заглядывать, а руководствоваться ими во взаимоотношениях с клиентами. В рекомендациях, как нетрудно догадаться, перечислены признаки подозрительных операций с применением так называемых «дремлющих» счетов, созданных специально для вывода средств и незаконной обналички.

До начала активного использования таких банковских счетов операции по ним (в случае их проведения), как правило, характеризуются совокупностью следующих признаков:

  • операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
  • списание денежных средств с банковского счета не превышает трех миллионов рублей в месяц (в т. ч. в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
  • уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковского счета не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по такому счету, при этом размер сумм налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), уплачиваемых с заработной платы работников клиента, может свидетельствовать о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы).

Нерегулярные операции на небольшие суммы, минимальный уставной капитал, минимальные суммы налогов к уплате, при этом через какое-то время счет начинает активно использоваться для совершения в том числе операций, имеющих запутанный и (или) необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели и т. д. Чтобы пресечь подозрительные операции, ЦБ рекомендует банкам в договорах с клиентами предусматривать условие о возможности блокировки технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг).

Для выявления таких юрлиц регулятор посоветовал банкам анализировать сведения из источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях, о юрлицах, прекращенных путем ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, и использовать в отношении таких лиц подходы, изложенные в письме Банка России от 21.12.2012 № 176-Т «Об информации ФНС России о ликвидируемых и ликвидированных юридических лицах».

В этом письме ЦБ предлагал использовать свой сервис с данными о ликвидируемых юрлицах, затем сверяться с соответствующим сервисом ФНС. Если выяснится, что юрлицо в стадии ликвидации без образования правопреемника, то банк, среди прочего, должен незамедлительно прекратить операции по счетам такого лица.

Критерии «необычных» сделок уточнят

Какие виды сделок существуют в природе? Возмездные и безвозмездные, консенсуальные и реальные сделки, каузальные и абстрактные сделки, срочные и бессрочные, условные и безусловные, фидуциарные и алеаторные сделки, вербальные (устные) и литеральные (письменные) сделки. А есть, как выясняется, еще и сделки «необычные». Для кого? Для контролеров, разумеется. Проект ведомственного приказа, уточняющий перечень критериев и признаков «необычных» сделок, о совершении которых индивидуальные предприниматели и организации должны сообщать в надзорный орган, разработал Росфинмониторинг (не без участия того же ЦБ РФ).

Новые критерии предлагается учитывать при разработке правил внутреннего контроля в компаниях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом. К ним причислены организации федеральной почтовой связи; компании, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы либо оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а также операторы по приему платежей, банки и страховщики, индивидуальные предприниматели, осуществляющие куплю-продажу ювелирных изделий, камней и драгметаллов.

Обратите внимание

Согласно принятому Госдумой РФ законопроекту, ИФНС смогут запрашивать в банках справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах контрагентов компаний или ИП, в отношении которых проводится налоговая проверка или у которых истребуются документы. Сейчас перечисленные данные могут запрашиваться, в основном, в отношении непосредственно проверяемого налогоплательщика.

Дополнено описание некоторых кодов критериев и признаков операций, выдающих необычный характер сделок, и конкретизировано, кого следует относить к близким родственникам должностного лица при совершении сделок в его пользу.

Даже при беглом ознакомлении с перечнем понимаешь, что штука эта, как говорится, посильнее, чем «Фауст» Гете. Судите сами…

Цель проекта – выявление укрывания доходов от налогообложения, отмечают его авторы. Одна беда: большинство формулировок носят оценочный характер, а потому сомнительной можно считать практически любую сделку. Одна «необоснованная поспешность» при проведении сделки чего стоит.

Топ-40: критерии необычных сделок

  1. Запутанный характер и отсутствие очевидного экономического смысла или цели
  2. Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации
  3. Неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля
  4. Отказ клиента в предоставлении запрошенных документов и информации, необходимых для выполнения требований «антиотмывочного» законодательства, или задержка с предоставлением такой информации. Предоставление информации, которую невозможно проверить
  5. Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам
  6. Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (суммой комиссионного вознаграждения и т. д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии, заведомо отличающейся от обычной
  7. Наличие нестандартных или необычно сложных схем (инструкций) по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики
  8. Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент
  9. Внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) значительных изменений непосредственно перед началом ее реализации
  10. Явное несоответствие проводимых клиентом операций общепринятой рыночной практике
  11. Совершение операций (сделок), предметом которых являются произведения искусства
  12. Внезапный отказ клиента от совершения разовой операции, которая кажется подозрительной
  13. Поручение клиента осуществить возврат ранее перечисленных денежных средств в течение короткого промежутка времени на счет, отличный от того, с которого данные денежные средства были ранее зачислены
  14. Поручение клиента осуществить возврат ранее перечисленных денежных средств в наличной форме в течение короткого промежутка времени
  15. В состав учредителей юридического лица входят благотворительные организации с долей участия в уставном капитале, позволяющей прямо или косвенно оказывать влияние на решения, принимаемые указанным юрлицом
  16. Клиент является получателем грантов от иностранных организаций
  17. Совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае, если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент
  18. Немотивированное требование клиента о расторжении договора или возврате уплаченных денежных средств до фактического осуществления операции
  19. Существенное отклонение суммы операции (сделки) относительно действующих рыночных цен
  20. Отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к организации, осуществляющей операции с денежными средствами
  21. Клиент работает на рынке недавно, а его уставный капитал «незначителен по сравнению с суммой операции
  22. Операции по получению или предоставлению безвозмездной финансовой помощи
  23. Использование клиентом счетов, открытых в различных кредитных организациях, для расчетов в рамках одного договора
  24. Осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц
  25. Многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации
  26. Импорт по завышенной стоимости
  27. Клиент получает субсидии из федерального или муниципального бюджетов
  28. Регулярное получение клиентом денежных средств, причитающихся по операции (сделке), в наличной форме
  29. Уплата резидентом нерезиденту неустойки (пени, штрафа) за неисполнение договора поставки товаров превышает десять процентов
  30. Получателем денежных средств либо товаров является нерезидент, не являющийся стороной по договору
  31. Операции с векселями, выданными юридическими лицами, имеющими минимальный уставный капитал
  32. Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет
  33. Оплата лизинговых платежей по поручению лизингополучателя третьим лицом
  34. Досрочное расторжение договора лизинга без видимого основания в короткий срок после его заключения
  35. Размер авансового платежа по договору лизинга существенно отличается от обычной практики заключения лизинговых сделок и составляет более 30 процентов от общей стоимости имущества, передаваемого по договору лизинга
  36. Приобретение имущества для последующей передачи в лизинг, по стоимости, более чем на 30 процентов превышающей среднерыночную
  37. Покупка коммерческой организацией недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью
  38. Разовые почтовые переводы денежных средств лицам физическим от лиц юридических
  39. Неоднократное осуществление почтовых переводов денежных средств одним или несколькими юридическими лицами в адрес одного или нескольких физических лиц в крупных объемах
  40. Отсутствие у клиента экономической необходимости на заключение договора финансирования под уступку денежного требования

Корреспондент «ПБ» Наталья Потираловская

Практическая бухгалтерия

Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями - максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Расходы на питание работников: учет и налогообложение

Расходы на питание вахтовиков

Бесплатное питание для сотрудников

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...