Изменения в порядке проведения и обжалования проверок

24.06.2016 распечатать

«Проверка» – как много в этом звуке… Для предпринимателей – разнообразного негатива и измотанных нервов. Для проверяющих – тех же измотанных нервов и негатива иного характера. Например, в виде нагоняев от начальства за низкую результативность. А вот поступлений в госказну, напротив, хотелось бы побольше. Изменения, о которых пойдет речь, официально направлены на то, чтобы и бюджет был «сыт», и бизнес цел, и контролеры на свою нелегкую долю не сетовали. На достижение «баланса интересов», в общем. Удастся ли его достичь в реальности, а не только на бумаге, – покажет время.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ внесены важные изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. В частности, скорректированы отдельные моменты проведения налогового мониторинга (ст. ст. 105.26, 105.27, 105.29 НК РФ).

Как вы помните, под него подпадают организации с объемом доходов и стоимостью активов за предшествующий год не менее 3 млрд рублей. То есть «крупняк». Остальные корректировки касаются обычных фирм. О них мы и расскажем.

Новшества, действующие со 2 июня

Изменения, вступивщие в силу с 02.06.2016, коснулись различных аспектов налогового контроля.

Установлена обязанность налогоплательщиков представлять при проведении камеральной проверки пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы. Дополнены требования к документам, которые налого­плательщик представляет в налоговую инспекцию в бумажном виде. Введено предоставление банковской гарантии для приостановления исполнения обжалуемого решения налогового органа.

С 02.06.2016 минимальный срок для вступления в силу новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или изменений в действующих формах (форматах) составляет два месяца со дня их официального опубликования.

Эти и остальные новшества подробно рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Изменения в части первой НК РФ с 02.06.2016

Суть измененийНорма НК РФКак былоКак стало с 02.06.2016
Для нормативных правовых актов Правительства РФ о налогах и сборах установлены правила об их действии во времениПункт 5 статьи 5На такие документы распространяются правила статьи 5 НК РФ, а именно:

– акты о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
– акты о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;
– акты, снижающие размеры ставок налогов (сборов) или иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, могут иметь обратную силу или вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования

Установлен минимальный срок для вступления в силу новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или изменений в действующие формы (форматы)Пункт 5 статьи 5Такие документы вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования
Установлен срок для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей по представлению при проведении камеральной проверки пояснений об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготыПункт 6 статьи 88Пояснения следует представить налоговому органу в течение пяти дней
Дополнены требования к документам, истребованным налоговым органом, которые налогоплательщик представляет в бумажном виде Пункт 2 статьи 93Листы таких документов должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС России. Возможность подавать документы в виде подшивки положит конец многолетней неразберихе. Многие инспекции требовали заверять каждый лист отдельно
Прописана возможность представления в электронном виде отсканированных бумажных документов, истребованных налоговым органомПункт 2 статьи 93Истребуемые документы на бумажном носителе могут быть представлены в электронной форме в виде электронных образов документов (преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным ФНС России, по телекоммуникационным каналам связи
Закреплено требование к подписанию документов, истребованных налоговым органом, которые налогоплательщик представляет в электронном видеПункт 2 статьи 93Такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя
Установлено лицо, обязанное рассматривать материалы в случае проведения дополнительных мероприятий налогового контроляПункт 1 статьи 101В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения проверяемого лица (его представителя) должен рассматривать руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводивший налоговую проверку
Прописан срок принятия решения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроляПункт 1 статьи 101В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, принимается одно из решений:

– о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Установлен срок для ознакомления проверяемого лица с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля Пункт 2 статьи 101Проверяемое лицо вправе ознакомиться с материалами в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений:

– в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки;
– в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа

Прописан срок для представления проверяемым лицом письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в частиПункт 6.1 статьи 101Проверяемое лицо вправе представить письменные возражения в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в решении налогового органа
Появилось новое основание для привлечения к ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФПункт 1 статьи 129.1Штраф в размере 5 000 рублей взыскивается в случае непредставления (несвоевременного представления) в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации
Изменилось основание для приостановления исполнения обжалованного решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственностиПункт 5 статьи 138В случае обжалования акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган исполнение обжалуемого акта может быть приостановлено при наличии достаточных оснований полагать, что он не соответствует законодательству РФИсполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
Заявление подается одновременно с жалобой на вступившее в силу решение. К заявлению прилагается банковская гарантия
Установлены требования к банковской гарантии, предоставляемой для приостановления исполнения обжалуемого решения о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственностиПункт 5 статьи 138Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Гарантия должна отвечать следующим требованиям (п. 5 ст. 74.1 НК РФ):
– должна быть безотзывной и непередаваемой;
– не может содержать указание на представление налоговым органом банку-гаранту документов, которые не предусмотрены статьей 74.1 Налогового кодекса РФ;
– срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
– сумма банковской гарантии должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению;
– банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с банка-гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией
Установлен срок для принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе Пункт 5 статьи 138Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу и принимает решение в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения
Закреплена возможность отказа вышестоящего налогового органа в приостановлении исполнения обжалуемого решения Пункт 5 статьи 138Вышестоящий налоговый орган принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого актаВышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:
– о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
– об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения
Прописано основание для отказа вышестоящего налогового органа в приостановлении исполнения обжалуемого решения Пункт 5 статьи 138Основанием для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, установленным требованиям
Установлен срок действия решения вышестоящего налогового органа о приостановлении исполнения обжалуемого решенияПункт 5 статьи 138Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе
Возложена новая обязанность на налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются Пункт 1.1 статьи 139При получении жалобы налоговый орган обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии)
Подать жалобу на решение о привлечении к ответственности или на решение об отказе в привлечении к ответственности можно в электронной формеПункт 1 статьи 139.2Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи
В жалобе обязательно указывать способ получения решения по нейПодпункт 6 пункта 2 статьи 139.2В жалобе указывается способ получения решения по ней:
– на бумажном носителе;
– в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи
Изменилось основание, по которому вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения полностью или в части Подпункт 1 пункта 1 статьи 139.3Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
– она не подписана лицом, подавшим жалобу;
– она не подписана представителем лица, подавшего жалобу;
– подписавший жалобу представитель не представил правильно оформленные документы, подтверждающие его полномочия на подписание жалобы
Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
– жалоба подана с нарушением порядка, установленного пунктом 1 статьи 139.2 Налогового кодекса РФ;
– в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу
Появилось новое основание, по которому вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения полностью или в части. Оно не применяется к апелляционной жалобе Подпункт 5 пункта 1 статьи 139.3Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщит об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу
Установлен срок для принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении жалобы без рассмотрения при получении сообщения об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобуПункт 2 статьи 139.3Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении ее без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу
У лица, подавшего жалобу на решение налогового органа, появилась возможность участвовать в ее рассмотрении
Пункт 2 статьи 140Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), если:
– выявит в ходе ее рассмотрения противоречия между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах;
– выявит несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа.
Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте ее рассмотрения

Правила новой редакции пунктов 1, 2 и 6.1 статьи 101 Налогового кодекса РФ применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 02.06.2016.

Новшества, действующие с 1 июля

С 01.07.2016 установлены требования по подключению к электронному документо­обороту для случаев, когда возникает обязанность по представлению деклараций (расчетов) в электронной форме. Еще изменились основания для приостановления операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств. Эти новшества представлены в таблице 2.

Таблица 2

Изменения в части первой НК РФ с 01.07.2016

Суть измененийНорма НК РФКак былоКак стало с 01.07.2016
Установлен предельный срок для подключения к электронному документообороту, когда возникает обязанность по представлению деклараций (расчетов) в электронной формеПункт 5.1 статьи 23Подключиться к электронному документообороту через оператора электронного документооборота следует не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований для представления деклараций (расчетов) в электронной форме
Прописано, что нужно иметь налогоплательщику, чтобы обязанность по подключению к электронному документообороту считалась исполненной Пункт 5.1 статьи 23Обязанность по подключению считается исполненной при наличии у налогоплательщика:
– договора с оператором электронного документооборота о передаче прав на использование программного ПО, предназначенного для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом по месту учета;
– квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи
Установлены условия, при которых обязанность налогоплательщика по подключению к электронному документообороту считается исполненной, если в электронном документообороте участвует представитель налогоплательщикаПункт 5.1 статьи 23Обязанность по подключению считается исполненной при наличии:
– у представителя налогоплательщика – вышеназванных документов;
– в налоговом органе – документов, подтверждающих полномочия физического лица – владельца сертификата ключа проверки электронной подписи на участие в электронном документообороте, если физическое лицо не является законным представителем налогоплательщика – директором, генеральным директором, президентом и т. д.
Установлен срок для представления в налоговый орган документов, подтверждающих полномочия представителя налогоплательщика на участие в электронном документооборотеПункт 5.1 статьи 23Налогоплательщику следует представить документы в налоговый орган лично или через представителя, либо направить в электронной форме не позднее трех дней со дня предоставления представителю соответствующих полномочий
Введено новое основание для санкций в виде приостановления операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денегПодпункт 1.1 пункта 3 статьи 76Такие санкции применяются в случае неисполнения организацией обязанности по подключению к электронному документообороту с налоговым органом. Решение о применении санкций принимается в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения организацией такой обязанности
Появилось новое основание для отмены решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денегПодпункт 1.1 пункта 3.1 статьи 76Если операции были приостановлены на основании вышеназванного подпункта 1.1 пункта 3 статьи 76, то такое решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем исполнения организацией обязанности по подключению к электронному документообороту с налоговым органом

Новшества, действующие со следующего года

С 01.01.2017 налогоплательщики, которые обязаны сдавать декларацию по НДС в электронной форме, при проведении ее камеральной проверки смогут представлять на­логовым органам пояснения только в электронной форме (п. 3 ст. 88 НК РФ). При представлении пояснений на бумажном носите­ле они не будут считаться представленными.

Кроме того, появилось новое основание для привлечения к ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ. Штраф в размере 5 тысяч рублей взыскивается в случае непредставления (несвоевременного представления) в налоговый орган пояснений, когда уточненная налоговая декларация не сдана в срок (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Налоговикам прописали критерии по выявлению «однодневок»

Есть и еще одно «летнее» новшество, о котором в вышеупомянутом законе речи не идет. Порадует ли оно предпринимателей, или же огорчит, зависит от правоприменительной практики. Итак, ФНС обнародовала инструкцию для налоговиков по выявлению фирм-«однодневок» на начальном этапе. Приказ размещен на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru. Косвенно это говорит о том, что ведомство наконец-то объявило войну на уничтожение с организаторами схем, а не добросовестными, но «неосмотрительным» компаниями, которые совершают сделки с «проблемными» контрагентами.

В документе обозначены показатели, наличие которых должно сигнализировать о признаках фиктивности. В основном они связаны с местом регистрации компании: несколько юрлиц по одному адресу, прописка в разрушенном здании, переезд или участие в реорганизации во время налоговой проверки. А вот такого часто применяемого де-факто повода для отказа в регистрации, как «директорствование» одного человека сразу в нескольких организациях, в списке ФНС нет.

Налоговикам предписывается проверять данные как зарегистрированных, так и новых компаний.

Эксперт по бухучету и налогам Анастасия Дегтяренко

Практическая бухгалтерия

Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями - максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Расходы на питание работников: учет и налогообложение

Расходы на питание вахтовиков

Бесплатное питание для сотрудников

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...