Как вести учет операций по размещению рекламы в Интернете?

15.06.2016

Реклама в Интернете – дешевый и эффективный метод продвижения своих товаров и услуг. Но как правильно учесть такие затраты? Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО «АКФ “МИАН”», расскажет о бухучете и налогообложении подобных операций.

Рекламировать свой товар компания может любым законным и удобным для нее способом. Одним из вариантов является размещение информации о фирме, ее товарах (работах, услугах) в виде баннерной и контекстной рекламы в Сети или в виде рекламных статей на сайтах.

Помимо затрат на производство рекламы в состав расходов включаются услуги по продвижению сайтов в Сети: затраты на оптимизацию, оформление и настройку для поисковых систем, выведение ресурса на первые позиции в поисковых системах, приоритетное размещение в интернет-справочниках и т. п.

Как определить, какие траты можно относить к расходам на рекламу, а какие – нельзя? Чтобы понять это, обратимся к Федеральному закону от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», в котором дано определение понятия «реклама»: это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама адресована неопределенному кругу потенциальных покупателей. Она не указывает на лиц, которым она предназначается. Нельзя также заранее определить получателей такой информации. В понятии рекламы разобрались, теперь поговорим об учете затрат на нее.

Бухгалтерский учет

Стоимость рекламных услуг учитывается организацией в составе расходов по обычным видам деятельности в качестве коммерческих расходов (п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999  г. № 33н).

Расходы по обычным видам деятельности формируют себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (п. 9 ПБУ 10/99). При этом затраты на продажу могут признаваться в себестоимости продаж того отчетного периода, в котором они признаны в качестве трат по обычным видам деятельности (абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99). Напомню, что порядок признания коммерческих расходов должен раскрываться в учетной политике организации (п. 20 ПБУ 10/99, п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина от 6 октября 2008 г. № 106н). В соответствии с пунктами 16, 18 ПБУ 10/99, указанные расходы признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.

Таким образом, сумма задолженности перед поставщиком рекламных услуг организации отражается по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и списывается в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» (п. 9 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н).

НДС и налог на прибыль

НДС, предъявленный исполнителем со стоимости оказанных услуг, организация вправе принять к вычету на основании счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями законодательства (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК). Что касается налога на прибыль: подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на рекламу производимых (приобретенных) и реализуемых товаров, работ или услуг, деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу для целей обложения прибыли относятся в том числе траты на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети. Рекламные расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (в данном случае на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг), независимо от времени фактической выплаты денег (п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Нормирование расходов

Для целей налогового учета рекламные расходы делятся на нормируемые и ненормируемые. Первые уменьшают налогооблагаемую базу лишь в пределах установленного лимита, а вторые – учитываются в полной сумме.

Расходы на рекламу через СМИ и в Интернете относятся к ненормируемым расходам (абз. 1 п. 4 ст. 264 НК РФ). Кроме того, в состав ненормируемых расходов включаются услуги по продвижению сайтов, к этим операциям относятся: оптимизация, оформление и настройка сайта для поисковых систем, приоритетное размещение в интернет-справочниках и т. д. (письмо Минфина от 8 августа 2012 г. № 03-03-06/1/390).

Документальное оформление затрат

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового Кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные фирмой.

Напомню, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными – затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Подтверждением расходов в рассматриваемом случае могут служить, например, скриншоты, статистические отчеты о количестве показов рекламных материалов и т. д.


ПРИМЕР

Организация заключила договор, согласно которому исполнитель размещает на сайтах, принадлежащих третьим лицам, короткие рекламные объявления и ссылку на сайт компании, где размещены информация о производимой ею продукции, а также контакты. Стоимость по договору составляет 40 120 рублей (в том числе НДС 6120 руб.). Факт оказания услуги подтверждается подписанным обеими сторонами актом.

Для налогообложения прибыли организация применяет метод начисления. В учете организации расходы на приобретение коротких рекламных объявлений и ссылок на сайт следует отразить следующими записями:

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 60
– 34 000 рублей – отражены расходы на размещение в сети Интернет коротких рекламных объявлений и ссылки на web-сайт организации (40 120 – 6120);

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60
– 6120 рублей – отражена сумма НДС, предъявленная исполнителем;

ДЕБЕТ 68/НДС   КРЕДИТ 19
– 6120 рублей – принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем;

ДЕБЕТ 60   КРЕДИТ 51
– 40 120 рублей – произведена оплата исполнителю. 

Что нельзя рекламировать в Интернете?

При размещении рекламы в Интернете нельзя забывать, что некоторые товары рекламировать нельзя, в том числе и в Сети. Жесткий запрет действует в отношении табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок (п. 8 ст. 7 Закона «О рекламе»). Эти товары нельзя рекламировать нигде и ни в каком виде. Согласно статье 21 Закона «О рекламе» запрет распространяется и на алкогольную продукцию – ее также нельзя рекламировать в Сети.

Список товаров, реклама которых не разрешается, перечислен в статье 7 Закона. Кроме озвученных выше товаров, запрещено распространять информацию о продукции, производство или реализация которой запрещены законодательством РФ; к ним, в частности, относятся: наркотические вещества; товары, подлежащие регистрации, сертификации или лицензированию при отсутствии, соответственно, регистрации, сертификата или лицензии, и т. д. Действуют ограничения в отношении рекламы лекарственных средств и медицинских услуг (ст. 24), а также информации, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома (ст. 28).

За распространение рекламы, нарушающей Закон, может грозить серьезная ответственность. Так, нарушение запрета рекламы табака влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц – от 150 000 до 600 000 рублей (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ).

Бухгалтерия.ру рекомендует

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Журналы для бухгалтера и предпринимателя >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Если в поручении указан неправильный счет УФК

Копейки в расчетах: округлять или нет?

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное