ЕГАИС: первые итоги

03.06.2016

С 1 января розничные продавцы алкоголя, можно сказать, учились работать в ЕГАИС, они начали фиксировать объем закупок алкоголя и вести журнал учета продаж. А к 20 апреля – передавать эти цифры контрольным органам. О первых итогах применения ЕГАИС Марине Скудутис рассказал Алексей Каневский, руководитель Комитета по экономике Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ».

Что такое ЕГАИС?

ЕГАИС – это автоматическая электронная система контроля объемов производства и реализации продукции, в данном случае – алкогольной. Основное предназначение системы заключается в том, чтобы обеспечить информационно-технологическую поддержку задач, закрепленных в Федеральном законе от 22 ноября 1999 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Кто должен применять ЕГАИС?

С использованием системы с 1 января 2016 года должны работать все производители, импортеры, продавцы алкогольной продукции. С начала года розничные магазины на территории России должны передавать в ЕГАИС данные о закупках любого алкоголя (включая пиво), а с 1 июля придется фиксировать в системе информацию и о розничных продажах. Отражать в ЕГАИС закупки такой продукции нужно также предприятиям общественного питания (кафе, ресторанам и т. д.).

Согласно Федеральному закону от 29 июня 2015 года № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ», в течение 2015–2017 годов к системе должны быть подключены все компании и ИП, занимающиеся производством и оборотом алкогольной продукции.

Зачем нужна система? И кто выгодоприобретатель от ее ввода?

По мнению государства, система может убрать с рынка контрафактную продукцию, производимую без уплаты надлежащих налогов, а также подделки. Отчасти – так и будет. Однако если государство объявило новый этап администрирования, то в его обязанности должно входить абсолютно четкое, не допускающее двойного трактования, объяснение, как работать с системой. На этапе старта программы этого не было сделано.

Каково мнение бизнеса о ЕГАИС?

Для предпринимателей ЕГАИС, как и любая затратная и увеличивающая контроль расходная статья, – это дополнительное обременение. Бизнес, естественно, не приветствует нововведение, но вынужден принять его как данность. Вместе с тем деловое сообщество рассчитывает, что затраты на внедрение ЕГАИС будут компенсированы снятием затрат на другие административные направления.

Какие проблемы выявили первые месяцы использования системы?

Первые месяцы работы показали большое количество технических проблем, которые возникают, к слову, и по сей день. Однако стоит сказать, что рассчитывать на безукоризненную работу при обработке большого объема информации и не приходилось. Могу с уверенностью сказать, что многие компании, которые впервые столкнулись с внедрением ЕГАИС, растерялись, а у некоторых до сих пор наблюдаются технические проблемы. Думаю, для упрощения их решения необходимо наличие единого информационного ресурса, где были бы в доступной форме освещены основные аспекты внедрения системы.

Есть ли бесплатные программы для работы с ЕГАИС?

Бесплатных программ нет.

Какие затраты понес бизнес?

По разным оценкам, в зависимости от масштаба компании, затраты составили от 70 000 до 800 000 рублей. При этом существенной статьей стала оплата услуг специалистов, которые курируют вопросы, связанные с новой системой. Кроме того, из-за несогласованности субъектов рынка между собой добавляются новые траты.

Нередки случаи, например, когда машина поехала в магазин или в сеть, три-четыре дня стоит, а ее не принимают. Через несколько дней водитель возвращается, так как магазин что-то там не увидел в системе ЕГАИС. В результате возникают логистические потери, затраты на складскую работу, транспортные издержки.

Что конкретно нужно было приобрести коммерсантам?

Нужно приобрести программные продукты, специальную оргтехнику, обучить и оплатить труд специалиста по ЕГАИС. Если подробнее, то для использования системы каждому продавцу нужно было купить (или использовать имеющийся) компьютер с подключением к Интернету, приобрести аппаратный крипто-ключ, соответствующий требованиям, и квалифицированную электронную подпись. На аппаратный крипто-ключ необходимо записать сертификат ЭП. На компьютер нужно установить пакет специальных программ. Скачать их можно бесплатно на сайте ЕГАИС.


Обратите внимание

Внедрение ЕГАИС совпало с экономическим кризисом, поэтому дополнительная нагрузка в виде затрат на внедрение системы привела к уходу некоторых небольших компаний с рынка. Такие случаи пока немногочисленны.

Для работы с системой также необходимо приобрести универсальный транспортный модуль (УТМ). На сайте Московского филиала «ЦентрИнформ» можно найти примерный список оборудования, который рекомендован для использования в ЕГАИС. Отмечу, что вместо УТМ можно использовать онлайн-сервисы, которых сейчас немало.

К 1 июля придется приобрести дополнительное оборудование: сканер для двумерных штриховых кодов ЕГАИС и фискальный регистратор с функцией печати QR-кодов. Однако, если уже используемая техника соответствуют требованиям Росалкогольрегулирования, то тратиться на новую не придется.

А если у одной компании имеется несколько точек продаж алкоголя – устанавливать ЕГАИС нужно на каждую?

Да, каждый розничный магазин должен быть оснащен такой системой. Однако главная проблема возникла у магазинов на периферии, потому что система ЕГАИС напрямую завязана с использованием Интернета.

Какие технические проблемы возникали у предпринимателей?

Таких проблем много, и все они разные. Непрозрачность и отсутствие нормальной оперативной связи с ЦентрИнформом заставляет компании во многом импровизировать. В основном – это ошибки при обмене информацией: о сроках годности, адресах и так далее. Кроме того, из-за проблем в отдаленных регионах с доступом в Интернет сложилась непростая ситуация с подключением к ЕГАИС у отдельно стоящих магазинов. Однако позиция Росалкогольрегулирования в данном случае довольно компромиссная – то есть на первом этапе карательные меры применяться не будут, если есть объективные обстоятельства, по которым «одинокий» магазин где-то в селе не может подключиться к системе.

И как компании преодолевали эти сложности?

Для исправления ошибок предложено связываться со специальной службой РАР через личный кабинет, а также взаимодействовать с ЦентрИнформ, уполномоченной организацией РАР.

Известны ли случаи закрытия малых компаний из-за сложностей с ЕГАИС?

Внедрение ЕГАИС совпало с экономическим кризисом, поэтому дополнительная нагрузка в виде затрат на внедрение системы привела к уходу некоторых небольших компаний с рынка. Такие случаи пока немногочисленны, но их может стать больше. Кроме того, неопределенность по техническим вопросам заставляет малые организации «пока повременить», в связи с чем есть опасения, что это выльется в работу «по старинке», вплоть до полного ухода в теневое поле. Наихудшая ситуация сложилась на Чукотке, где к системе на данный момент присоединились не более 20% магазинов.

Какие дополнительные обязанности будут возложены на продавцов с 1 июля?

С 1 июля вся розница должна начать осуществлять продажи с использованием системы ЕГАИС, фиксируя не только закупленную продукцию, но также и реализованную. Что касается основного процента розницы, который сейчас сформирован за счет сетевых операторов, там более-менее благополучная ситуация – многие из них уже подключились к системе.

Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное