Банковская тайна – не причина для непредставления документов по требованию налоговой инспекции

25.05.2016

Ни одна налоговая проверка не обходится без представления налогоплательщиком документов, связанных с проверкой.  Это обязательство, прописанное в законодательстве. А как быть с теми документами, которые содержат банковскую тайну? Не представлять – значит  быть оштрафованным, представить – раскрыть информацию о клиентах. Арбитражные судьи подтвердили, что представлять документы банки обязаны, при этом полученная информация не будет разглашена.

Основание спора

Налоговая инспекция во время проведения выездной налоговой проверки выставила банку требование о представлении документов. Банк отказался представить запрошенные документы, мотивируя это тем, что в них содержится информация, составляющая банковскую тайну, и что эти документы не имеют отношения к проводимой проверке. Получив этот отказ, инспекция вынесла решение о привлечении банка к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 33 400 руб. Считая, что решение ИФНС незаконно, банк обратился с заявлением в суд.

Позиция налогоплательщика

Банк указал, что в требовании инспекции были запрошены: свидетельства о постановке на учет, договоры банковского вклада (депозита), расходные кассовые документы (денежные чеки, расходные кассовые ордера, доверенности на получателей). При этом свидетельство о постановке на учет не является документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность перечисления банком налогов и сборов, а значит, не может относиться к предмету проверки. В свою очередь договоры по вкладам и кассовые документы содержат сведения, составляющие банковскую тайну, и их содержание не подлежит разглашению.

По мнению банка, перечень документов, содержащих банковскую тайну, который может быть предоставлен налоговому органу, и основания для его истребования определены пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса; запрошенные документы в этом перечне не поименованы. Представление документов, содержащих банковскую тайну, в налоговую инспекцию будет являться нарушением. Кроме того, выставленное требование налогового органа не содержит оснований для представления указанных документов.

Чтобы исполнить обязанность по представлению документов, банк отправил в налоговый орган информацию в виде справки о наличии вкладов (депозитов) по выявленным компаниям и об остатках денежных средств на вкладах. Дополнительно были представлены копии приказов об изменении процентных ставок по вкладам, оборотно-сальдовые ведомости в разрезе всех лицевых счетов бухгалтерского учета, а также расширенные выписки по счетам бухгалтерского учета.

Позиция налогового органа

Как поясняет инспекция, во время проведения контрольных мероприятий ею был проведен анализ оборотно-сальдовых ведомостей и выписок по лицевому счету, на котором учитываются денежные средства коммерческих организаций. Из анализа было выявлено пять юридических лиц, по счетам которых в течение определенного периода не проводились операции по перечислению денежных средств, при этом на этих счетах имелись остатки денежных средств. Кроме этого, одна из выявленных организаций, согласно ЕГРЮЛ, была ликвидирована, но по ее расчетному счету продолжали проводиться платежи с оборотом около 48 млн рублей.

По мнению налогового органа, свидетельство о постановке на учет является документом, связанным с налогообложением, так как в нем указана информация о налогоплательщике (его наименование и индивидуальный налоговый номер), которая относится к предмету налогового контроля.

Запрошенные расходные кассовые документы также относятся к предмету выездной налоговой проверки, так как содержат информацию о размере доходов, подлежащих налогообложению.

ИФНС указывает, что представление других документов вместо запрашиваемых нельзя считать исполнением обязанности по представлению документов в соответствии с Налоговым кодексом.

Суд решил

Постановление Арбитражного суда Московского округа
от 9 марта 2016 г. № Ф05-1144/2016 по делу № А40-56624/2015

Суд указал, что есть две формы налогового контроля документов:

  1. Направление мотивированного запроса проверяемому лицу на представление документов (п. 1 ст. 86 НК РФ).
  2. При этом банки обязаны выдавать запрошенные справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах или депозитах, выписки по операциям на счетах, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ);

  3. Направление требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны представлять истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Арбитры отметили, что режим банковской тайны не является ограничением для использования соответствующих сведений налоговыми органами.

Представление банком документов по требованию инспекции не является нарушением банковской тайны, поскольку в отношении полученных документов действует режим налоговой тайны, они не подлежат разглашению третьим лицам; при этом Налоговый кодекс не освобождает банки от обязанности представлять такие документы в налоговый орган (постановление Президиума ВАС РФ от 31 марта 2009 г. № 16896/08 и постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Таким образом, суд отказал банку в удовлетворении иска, обосновав тем, что решение инспекции соответствует законодательству и является правильным. Кредитное учреждение не вправе отказывать в представлении документов, содержащих банковскую тайну, так как они связаны с налогообложением и подтверждают правильность исчисления и уплаты налогов.

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное