Год фирмы не используют печати

22.04.2016

Прошел год с момента принятия закона от 6 апреля 2015 года № 82-ФЗ, который разрешил фирмам отказаться от использования печатей, что сразу породило массу вопросов. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что на некоторые из них уже дали свои ответы арбитры и чиновники. Вести с полей изучила Анна Мишина.

С недавнего времени компании получили право выбора – использовать ли в своей деятельности круглую печать или нет. Новшества сразу породили массу вопросов, ответим на самые распространенные.

Договорная оговорка

Итак, сначала уточним ситуацию с договорами. Обратите внимание: еще до принятия закона от 6 апреля 2015 года № 82-ФЗ, судьи решили, что обязательное наличие печатей договаривающихся сторон напрямую нигде не предусмотрено (например, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2015 г. № А76-22079/2014, ФАС Московского округа от 22 марта 2012 г. № А40-62363/11-71-291). Однако в некоторых договорах наличие штампа четко предусмотрено законом (как, например, в договоре залога). Здесь ничего не меняется – необходимость печати сохраняется (поскольку в нормы закона, регулирующие эту область, поправки до настоящего времени не вносились).

Совсем другое дело, если стороны сами намеренно оговорили в соглашении, что «договор должен быть… скреплен печатями. В противном случае Договор будет считаться незаключенным». При наличии такой оговорки уже не важно, что закон не требует обязательного проставления штампов: раз стороны возвели наличие печати в ранг обязательного условия, значит оно должно быть четко исполнено.

Получается, что в плане подписания договоров существенных изменений так и не произошло – наличие в заключительном положении контракта штампа как было, так и остается «по умолчанию» необязательным.

«Обратите внимание: если фирма решила отказаться от использования штампа, об этом нужно известить контрагентов, – советует московский адвокат Сергей Воронин. – Для этого можно составить уведомление на бланке организации с приложением обновленной копии устава (или выписки из него). Еще одним приложением может стать копия приказа директора, в котором будет указано, что фирма с определенной даты отказалась от использования круглой печати».

Где можно, а где нужно

Однако в жизнедеятельности компании присутствуют и другие бумаги, к наличию печати на которых мы уже привыкли. Это, например, относится к доверенности, подписанной от имени организации ее руководителем для участия в арбитражном процессе. Теперь доверенность скрепляется печатью только при ее наличии у компании (ч. 5 ст. 61 АПК РФ). То же самое можно сказать и об оформлении копий учредительных документов для регистрационной палаты. Печать там обязательна лишь при ее наличии (см. п. 4 ст. 16 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

Обратите внимание

Если в уставе компании не сказано, что фирма имеет печать, то налоговики не вправе потребовать от нее проставления штампов на документах, представляемых в ИФНС

Тем не менее, существует ряд документов, на которых круглая печать должна присутствовать обязательно. К ним относится, например, трудовая книжка. Кроме того, печать должна присутствовать на бумагах, предоставляемых в таможенные органы (Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ), на приходных и расходных кассовых ордерах № КО-1 и КО-2 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88) или платежных поручениях на перечисление денежных средств (п. 5.1 Указания ЦБ РФ от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций»), а также на бланках строгой отчетности (пп. 3 и 13 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. ПП РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Минфин, ИФНС и ПФР

Рассмотрим теперь вопрос о том, как относятся к документам без печати налоговики. Более полугода назад Минфин выпустил письмо от 6 августа 2015 года № 03-01-10/45390. В этом документе чиновники указали, что если у фирмы, согласно уставу, отсутствует печать, то при оформлении первичных учетных документов, а также на налоговых декларациях и копиях документов, представляемых в инспекцию, ревизоры не вправе требовать ее проставления. «Дело в том, что, согласно закону, копии документов, запрашиваемых при проведении проверки, должны быть заверены надлежащим образом, – поясняет адвокат Николай Чигарин. – А это, по закону, означает, что на них должна присутствовать подпись руководителя или иного уполномоченного лица и (заверенная) печатью этой компании, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 7.1 Рекомендаций по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, утвержденных письмом ФНС РФ от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837). Теперь “иное” – это как раз возможность компаний отказаться от использования печати».

Буквально месяц назад специалисты Минфина решили «освежить» свои рекомендации. В письме от 16 февраля 2016 года № 03-02-07/1/8575 чиновники снова указали, что налоговики обязаны уважать выбор компании. И если в ее уставе предусмотрено, что фирма работает без использования печати, то потребовать проставления штампов инспекторы уже не вправе.

Теперь – несколько слов о присутствии печати на документах, сдаваемых в ПФР. Согласно правилу, прописанному в Порядке заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, компании, которые сдают расчеты на бумаге и которые отказались от печатей, вправе не заверять их штампом (п. 5.13 Порядка, измененного постановлением Правления ПФР от 4 мая 2015 г. № 194п).

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное