Не пролететь мимо кассы…

19.04.2016 распечатать

ФНС разрабатывает документы для полномасштабного введения системы «инновационных» ККТ, передающих данные в налоговые инспекции в онлайн-режиме. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении депутатов Госдумы, и сомневающихся в том, что он будет принят в кратчайшие сроки, почти не осталось. Между тем действующая процедура регистрации и порядок применения даже самого обычного кассового аппарата изобилуют многочисленными нюансами. О них и поговорим.

Процедура регистрации ККТ до сих пор вызывает довольно много вопросов и затруднений. Поэтому организации и предприниматели предпочитают обращаться в фирмы, которые занимаются постановкой ККТ на учет на платной основе. Благо предложений таких достаточно много. Однако если уделить данному вопросу должное внимание, то регистрация ККТ не займет много времени и обойдется совершенно бесплатно (п. 33 Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – Регламент), утв. при­казом Минфина России от 29.06.2012 № 94н).

Порядок обращения

Заявители должны обращаться за предо­ставлением услуги по постановке ККТ на учет в свою налоговую. При этом ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением организации, регистрируется в налоговой по месту нахождения данного обособленного подразделения. Стоит отметить, что заявителями признаются организации и предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ (оказания услуг), а также осуществляющие деятельность по приему платежей физлиц с использованием платежных терминалов и банкоматов, либо их уполномоченные представители.

При регистрации ККТ в налоговую предоставляются:

  • заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ (далее – Приказ № ММ-3-2/152@). Порядок заполнения данного заявления приведен в письме ФНС России от 03.04.2012 № АС-4-2/5537@;
  • паспорт ККТ, подлежащей регистрации территориальной налоговой;
  • договор о технической поддержке ККТ, заключенный заявителем с лицом, обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку модели ККТ, включая поставку запасных частей (далее – поставщик), или с центром технического обслуживания (далее – ЦТО), уполномоченным поставщиком на осуществление техподдержки.

Если регистрируемая ККТ уже была в эксплуатации, то представляется и старая регистрационная карточка с отметкой о снятии ее с учета в предыдущей инспекции либо ее копия.

Помимо вышеуказанных документов, налоговики иногда требуют договор аренды помещения или документ на право собственности помещения, где будет установлена ККТ, свидетельства ИНН и ОГРН, журнал кассира-операциониста и журнал учета вызовов специалистов (формы № КМ-4 и № КМ-8, утв. постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132), паспорт ЭКЛЗ, учетный талон ККТ и т. д. Таким образом, перед походом в налоговую заявителю лучше всего уточнить, какие именно требования его инспекция предъявляет к пакету необходимых документов.


Обратите внимание

Переход на применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде, как ожидается, создаст условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг.

При подаче документов заявитель должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а уполномоченный представитель также обязан представить доверенность.

Рассмотрение заявления

Прием и регистрация заявления и прилагаемых документов производится специалистом налоговой. На заявлении проставляется штамп территориальной налоговой с указанием даты регистрации, а также инспектор заверяет заявление своей подписью с расшифровкой фамилии, имени и отчества. Заявитель имеет право попросить выдать расписку о принятии документов либо проставить соответствующую отметку на копии заявления. Затем пакет документов передается на рассмотрение в структурное подразделение инспекции, отвечающее за постановку ККТ на учет.

Инспектор, получив документы, начинает их проверку. Если были выявлены какие-либо ошибки, несоответствия с имеющейся информацией либо неверное оформление, то заявитель оповещается об этом не позднее дня, который следует за днем регистрации заявления. При этом инспекция должна удостовериться, что уведомление было получено.

Получив уведомление о выявленных ошибках, организация или предприниматель могут их исправить в течение одного дня, следующего за получением уведомления. Невыполнение данного требования влечет за собой отказ в регистрации ККТ.

Если с пакетом документов все в порядке, то инспектор согласовывает с заявителем время и место осмотра ККТ.

Осмотр и регистрация

Осмотр ККТ производится инспектором совместно со специалистом поставщика ККТ или ЦТО. Присутствие заявителя при осмотре обязательно.

Инспектор, осматривая ККТ, проверяет целостность корпуса, а также содержит ли тот марку-пломбу, знак «Сервисное обслуживание» и идентификационный знак, который содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер (в отношении ККТ, выпущенной после утверждения образца идентификационного знака). Помимо этого, проверяются документы, удостоверяющие право специалиста поставщика ККТ или ЦТО на выполнение технического обслуживания и ремонта регистрируемой модели ККТ, проверяются заводские номера ККТ.

Когда осмотр закончен, производится опломбирование ККТ маркой-пломбой установленного образца, включение фискального режима (фискализация), а также активируется накопитель фискальной памяти. В процессе фискализации инспектор вводит пароль доступа к содержимому фискальной памяти. После завершения фискализации инспектор проверяет наличие на распечатанных ККТ кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах реквизитов, соответствующих техническим характеристикам и параметрам функционирования регистрируемой ККТ. Для подтверждения факта эксплуатации ККТ в фискальном режиме отпечатывается чек на произвольную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах.

При успешной фискализации инспектор вносит сведения о регистрации ККТ в книгу учета ККТ. В паспорте и учетном талоне ККТ проставляются соответствующие отметки, которые подписываются инспектором с указанием фамилии, имени и отчества, а также заверяются печатью налоговой.

Далее инспектором заполняется карточка регистрации, которая подписывается начальником налоговой (его заместителем), и на ней проставляется печать. Данная карточка выдается заявителю и подтверждает регистрацию ККТ. Вместе с регистрационной карточкой заявителю возвращаются документы, которые были представлены для постановки ККТ на учет. Если в налоговую представлялся журнал кассира-операциониста, то он должен быть заверен инспектором.

Основания отказа

Заявителю не имеют права отказать в при­еме документов. Однако это не значит, что налоговая не вправе отказать в регистрации ККТ. Перечень оснований для отказа содержится в пункте 31 Регламента и является закрытым:

  • представление заявления и документов в ненадлежащую налоговую;
  • представление документов, оформленных в неустановленном порядке, если заявитель не устранил выявленные недостатки;
  • представление неполного комплекта документов;
  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • предъявление для регистрации модели ККТ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него;
  • истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся ККТ, исключенной из Государственного реестра ККТ;
  • предъявление ККТ, находящейся в розыске;
  • обнаружение неисправности ККТ, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также знака «Сервисное обслуживание»;
  • необеспечение доступа к ККТ, в том числе необеспечение доступа к ККТ в составе платежного терминала (банкомата);
  • неявка заявителя на осмотр ККТ.

Уведомление об отказе в регистрации ККТ вручается заявителю лично либо направляется в адрес заявителя в виде почтового отправления с уведомлением о вручении не позднее пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов в налоговую. К уведомлению в обязательном по­рядке прилагается представленный для регистрации комплект документов.

Нюансы применения

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ организации и предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Согласно пункту 2 Положения о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и предпринимателями (утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470), кассовым чеком является первичный учетный документ, отпечатанный ККТ на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между пользователем и покупателем наличного денежного расчета или расчета с использованием платежных карт, содержащий сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами ККТ, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.

Таким образом, на основании вышеуказанных положений кассовый чек может быть «пробит» только ККТ, и использование иных технических средств для его распечатывания не допускается. Данной позиции придерживается и ФНС России. Так, в письме ФНС России от 20.10.2015 № ЕД-4-2/18258@ указано, что выдача кассового чека, отпечатанного принтером, не входящим в состав комплекса программно-аппаратных средств ККТ, не может быть расценена как выдача кассового чека согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Помимо этого, Верховный Суд РФ в определении от 24.11.2015 № 308-АД15-10504 напомнил, что кассовый чек должен быть отпечатан ККТ в момент оплаты. Допустимое отклонение времени составляет пять минут.

На заметку

Срок регистрации ККТ не может превышать пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов. Датой представления заявления считается дата его регистрации в налоговой.

Напомним, что нарушение вышеуказанных правил понимается контролирующими органами как неприменение ККТ и влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В режиме онлайн

Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ и введение онлайн-кассы, внесен в Госдуму. В пояснительной записке указывается, что законопроект предусматривает поэтапный переход на применение ККТ, передающих информацию о расчетах в ФНС в режиме онлайн. Так, требование о применении онлайн-кассы вступит в силу:

  • в отношении вновь регистрируемой ККТ с 1 января 2017 года;
  • в отношении применяемой в настоящее время ККТ с 1 июля 2017 года;
  • в отношении лиц, которые в настоящее время не обязаны применять ККТ с 1 января 2018 года.

Законопроект также предусматривает:

  • формирование кассового чека не только в бумажном, но и в электронном виде (с 1 января 2018 года – только в электронном виде, за исключением установленных законопроектом случаев);
  • определение автоматизированных систем, осуществляющих формирование БСО по принципу ККТ;
  • возможность при осуществлении расчетов в интернете направлять покупателю кассовый чек (БСО) в электронном виде, а по требованию покупателя – в бумажном виде.

При этом законопроектом сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, в которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде из-за отсутствия связи. Помимо этого, при отсутствии связи пользователь ККТ может не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.

Стоит отметить, что предусмотрено и внесение изменений в КоАП. Во-первых, планируется внести изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП в виде увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с двух месяцев до одного года.

Во-вторых, законопроектом предусма­тривается внесение изменений в статью 14.5 КоАП в виде повышения ответственности за неприменение ККТ посредством наложения штрафа в размере, кратном размеру суммы денежных средств, полученных за период неприменения ККТ. Так, штраф для граждан составит от 3/4 до 1 размера суммы расчета без ККТ, но не менее 1,5 тысяч рублей; для должностных лиц – от 3/4 до 1 размера суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тысяч рублей; для юрлиц – от 3/4 до 1 размера суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тысяч рублей.

Помимо этого, в статье 14.5 КоАП по­явятся части, предусматривающие ответственность:

  • за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, также за применение ККТ с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения;
  • за ненаправление организацией или предпринимателем при применении ККТ покупателю кассового чека (БСО) в электронной форме в случае, предусмотренном федеральным законом;
  • за нарушение оператором фискальных данных законодательства о применении ККТ при осуществлении расчетов с использованием наличных или электронных средств платежа.
  • Добровольный период применения онлайн-кассы начнется 1 апреля 2016 года.

    Налоговый консультант Ольга Шабайкина

    Практическая бухгалтерия

    Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями - максимум полезной и нужной информации на одном портале.
    Получите доступ >>



    Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


    Читайте также по теме:

    Расходы на питание работников: учет и налогообложение

    Расходы на питание вахтовиков

    Бесплатное питание для сотрудников

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.