Учет выставочных образцов

21.01.2016 распечатать

Одним из способов рекламы и поиска новых клиентов является участие в выставках, на которых демонстрируются образцы товаров потенциальным покупателям.
Как правило, такие экземпляры теряют свой первоначальный вид и впоследствии либо реализуются по сниженной цене, либо списываются. Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО «АКФ “МИАН”», рассказал об учете выставочных образцов.

Одним из способов рекламы и поиска новых клиентов является участие в выставках, на которых демонстрируются образцы товаров потенциальным покупателям.

Как правило, такие экземпляры теряют свой первоначальный вид и впоследствии либо реализуются по сниженной цене, либо списываются. Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО «АКФ “МИАН”», рассказал об учете выставочных образцов.

В бухгалтерском учете предназначенная для продажи продукция учитываются на счете 41 «Товары» (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н).

Что касается выставочных экземпляров, то так как изделия в дальнейшем еще могут быть проданы, они продолжают учитываться в качестве товаров, предназначенных для перепродажи. Следовательно, передача на выставку образцов отражается записью по субсчетам, открытым к счету 41, либо в аналитическом учете, например, так:

Дебет 41-5 Кредит 41-1

– переданы товары со склада на выставку.

По окончании выставки и при передаче образцов на склад в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 41-1 в корреспонденции с кредитом счета 41-5. Такие товары учитываются по фактической себестоимости, которая в дальнейшем не изменяется, за исключением случаев, установленных законодательством РФ (п. п. 5, 12 ПБУ 5/01).

Документальное оформление

Внутреннее перемещение товаров между подразделениями одной фирмы – складом и тем отделом, который будет заниматься организацией участия в выставке – ничем не регулируется. Организация сама решает, какими документами оформить эту процедуру. Например, можно подготовить следующий комплект документов: приказ руководителя о выделении образцов для выставки (Пункт 2.2.6 Методических рекомендаций, утв. письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5) – такое распоряжение может быть дано им в устной форме; две накладные на внутреннее перемещение по форме ТОРГ-13 (Постановление Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132) или по собственной форме компании. Первая накладная – на перемещение демонстрационного товара на выставку, при этом в графе «Отправитель» нужно указать структурное подразделение – склад, а в графе «Получатель» – отдел, который будет заниматься организацией участия в выставке; вторая – на перемещение с выставки на склад.

На заметку

В силу абзаца 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ в составе ненормируемых расходов на рекламу учитываются траты на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Товарные потери

В ходе мероприятия товары могут полностью или частично потерять свои потребительские качества или даже полностью прийти в негодность по причине боя или поломки. В данной ситуации следует говорить о ненормируемых товарных потерях. Подтвердить их документально можно следующим образом: в соответствии с нормами законодательства любой факт хозяйственной деятельности организации отражается на основании первичного учетного документа. Напомню, такое правило закреплено в статье 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ.

Как известно, формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение учета. Вместе с тем разработка и утверждение самостоятельных форм «первички» – дело довольно трудоемкое, поэтому компания для отражения фактов хозяйственной жизни, как правило, используют формы, утвержденные Госкомстатом.

Для документального подтверждения товарных потерь при порче, бое, ломе товаров постановлением Госкомстата № 132 утверждены следующие формы документов: акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-15); акт о списании товаров (форма № ТОРГ-16).

Для составления акта по форме ТОРГ-15 в торговой организации создается специальная комиссия, в которую входят представитель администрации фирмы и материа льно ответственное лицо. Документ составляется в трех экземплярах. В акте указывается вся информация о товаре, подлежащем уценке или списанию, а именно: его наименование, цена, количество, артикул, сорт, причины, по которой возникли товарные потери, а также возможности его дальнейшего использования – продажа по сниженной цене, утилизация или уничтожение. Подписанный всеми членами комиссии документ бухгалтер должен проверить на предмет заполнения и передать на утверждение руководителю организации, который принимает окончательное решение в отношении использования товара.

Один экземпляр акта остается в бухгалтерии, где на его основании производится списание потерь, второй остается в подразделении, где выявлена порча продукции, а третий – вручается материально ответственному лицу.

Если товар не подлежит дальнейшей реализации, то оформляется акт № ТОРГ-16 (или документ по форме компании). Составляется он также в трех экземплярах и подписывается членами комиссии. Утверждается акт руководителем фирмы, он же принимает решение о том, за счет какого источника списывается испорченный товар. В акте указывается вся информация о продукции, а также причина ее списания.

В случае если товар подлежит уничтожению, то во избежание его повторного списания он уничтожается в присутствии членов комиссии.

Реализация по сниженной цене

Если выставочный экземпляр потерял первоначальный вид или частично утратил свои потребительские качества, то его впоследствии можно реализовать по сниженной цене. При этом следует обратить внимание на следующие моменты.

Так, в бухгалтерском учете возникает необходимость признания резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов (п. п. 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденного Приказом Минфина от 6 октября 2008 г. № 106н).

Изменение оценочного значения при снижении стоимости МПЗ включается в прочие расходы компании (п. 4 ПБУ 21/2008, п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н, п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Величина резерва определяется как разница между текущей рыночной стоимостью товара и его фактической себестоимостью. Согласно пункту 9 ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма средств, которая может быть получена в результате продажи активов. Она определяется на основе доступной информации и должна быть подтверждена (абз. 3, 7 п. 20 Методических указаний по учету МПЗ).

Создание резерва в бухгалтерском учете отражается запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 14 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей» (п. 20 Методических указаний по учету МПЗ, Инструкция по применению Плана счетов):

Дебет 91-2 Кредит 14

– в бухгалтерском учете создан резерв.

Если на конец года выставочные образцы не были проданы, то в балансе (раздел «Оборотные активы», строка «Запасы») они будут отражаться по фактической себестоимости за минусом уценки. Сумма резерва под снижение стоимости МПЗ указывается в пояснении к бухгалтерскому балансу в разделе 4.1 «Наличие и движение запасов» (Раздел 4 Приложения № 3 к Приказу Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н).

На заметку

Порядок расчета уценки НК не уточнен, соответственно при определении ее величины можно применять Закон о бухгалтерском учете.

Считаю, что признать уценку можно в расходах в сумме, рассчитанной в виде разницы между затратами на приобретение образцов и рыночной стоимостью.

Налог на прибыль

Что касается формирования резерва под снижение стоимости материальных ценностей для налога на прибыль, то глава 25 НК РФ не предусматривает такую возможность.

В то же время в силу абзаца 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ в составе ненормируемых расходов на рекламу учитываются траты на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Порядок расчета уценки Налоговым кодексом не определен, соответственно, согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ при определении ее величины можно применять Закон о бухгалтерском учете. Считаю, что признать уценку можно в расходах в сумме, рассчитанной в виде разницы между затратами на приобретение образцов и рыночной стоимостью, определенной экспертом. В таком случае размер уценки будет равыен сумме резерва, созданного в бухгалтерском учете.

На заметку

При продаже товара, под снижение цены которого был создан резерв, его покупная стоимость будет соответствовать разнице между фактической себестоимостью и суммой восстановленного резерва. В связи с этим разниц между бухгалтерской и налоговой прибылью, не возникает.

Применение пбу 18/02

Сумма уценки экспонированного на выставке товара признается в том же месяце, в котором создан резерв.

В связи с этим в бухгалтерском и налоговом учете не возникает разниц, учитываемых в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденном Приказом Минфина от 19 ноября 2002 года № 114н.

При продаже товара, под снижение цены которого был создан резерв, его покупная стоимость будет соответствовать разнице между фактической себестоимостью и суммой восстановленного резерва. В связи с этим разниц между бухгалтерской и налоговой прибылью, не возникает.

Списание образцов

Если выставочный образец полностью потерял свои потребительские качества или пришел в негодность по причине боя или поломки, то в этом случае товар следует списать.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, подпунктом «б» пункта 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина от 28 декабря 2001 года № 119н, фактическая себестоимость испорченных товаров списывается со счета 41 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчиценностей».

Расходы в виде уценки товара, потерявшего свои первоначальные качества при экспонировании в витринах, торговых залах, относятся к расходам на рекламу. Они не нормируются и в полной сумме признаются в месяце проведения уценки в качестве издержек (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264, п. 1 ст. 272, абз. 3 ст. 320 НК РФ).

В пункте 3 статьи 170 Кодекса перечислены ситуации, в которых компания обязана восстанавливать суммы «входного» НДС, которые ранее она правомерно заявила к вычету. В этом перечне не упоминается такое основание, как списание испорченных товаров. Суммы НДС, предъявленные организации при приобретении товаров, работ, услуг, используемых для рекламы, принимаются к вычету, если такая реклама относится к деятельности фирмы, при которой уплачивается налог. Поэтому в данном случае у компании отсутствует обязанность восстанавливать НДС со стоимости товара, списанного вследствие порчи.

Однако на практике налоговики всегда требуют, чтобы организации, списавшие продукцию, восстанавливали «входной» НДС, ранее принятый к вычету.

В письме Минфина от 29 марта 2012 года № 03-03-06/1/163 сформулирован такой подход: налог на добавленную стоимость необходимо восстана в ливать в сл у ча я х, ес ли приобретенные товары (работы, услуги) не используются для операций, облагаемых НДС.

Восстанавливать налог, по мнению финансового ведомства, нужно во всех случаях выбытия товаров, когда оно не связано с реализацией или безвозмездной передачей, в частности при потере, порче, бое, хищении, утрате при стихийном бедствии и др. (Письмо Минфина от 1 ноября 2007 г. № 03-07-15/175).

Если организация решить восстановить НДС, в бухгалтерском учете следует сделать проводку:

Дебет 91 Кредит 68

– восстановлен НДС по испорченному имуществу.

Сумму налога следует отразить в строке 080 раздела 3 декларации по НДС и включить в состав прочих расходов для целей обложения прибыли.

Пример

Организация передает на выставку образец товара. Приобретен он был по цене 3540 рублей (в том числе НДС 540 руб.). Спустя некоторое время продукция признана полностью испорченной и списывается. При приобретении товара проводки будут такие:

Дебет 41-1 Кредит 60

– 3000 рублей – оприходован товар

(3540 руб. – 540 руб.). Первичные документы – отгрузочные документы поставщика, акт о приемке товаров;

Дебет 19 Кредит 60

– 540 рублей – отражена сумма предъявленного НДС. Первичный документ – счет-фактура;

Дебет 68 Кредит 19

– 540 рублей – принят к вычету предъявленный НДС;

Дебет 60 Кредит 51

– 3540 рублей – произведена оплата поставщику.

Первичный документ – выписка банка по расчетному счету.

При передаче товара на выставку проводки будут такими:

Дебет 41-5 Кредит 41-1

– 3000 рублей – передан товар в торговый зал. Первичный документ – накладная на внутреннее перемещение товаров, тары.

При списании товара нужно сделать такие записи:

Дебет 94 Кредит 41-5

– 3000 рублей – списана стоимость испорченного товара. Первичный документ – акт о порче, бое, ломе ТМЦ;

Дебет 91/2 Кредит 68/НДС

– 540 рублей – восстановлен НДС.

Первичный документ – бухгалтерская справка-расчет;

Дебет 44 Кредит 94

– 3000 рублей – сумму определившихся потерь учтена в составе расходов на продажу.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...