О возможных изменениях Налогового Кодекса

05.01.2016 распечатать

В последнее время появляется много законопроектов, которые предполагают внесение изменений в Налоговый кодекс. О перспективах принятия новых норм Марина Скудутис поговорила с Сергеем Зеленовым, заместителем председателя экспертной рабочей группы по налоговому администрированию Агентства Стратегических Инициатив.

В ноябре Комитет по бюджету, налогам и сборам Госдумы одобрил законопроект № 911054-6, в рамках которого информация компаний о численности работников и их совокупной сумме доходов, а также о размерах уплаченных налогов и взносов, доходов и расходов, станет открытой. Как вы оцениваете влияние это документа на работу малого и среднего бизнеса?

На мой взгляд, таким образом властями предпринята попытка облегчить фискальным органам доказывание необоснованной налоговой выгоды. В частности, они смогут апеллировать к низкой налоговой нагрузке (хотя этот показатель абсолютно субъективен), говорить о недостаточности персонала и пр. Есть и еще одно слабое место закона: наличие информации о средней заработной плате (пусть даже о среднеарифметической) может дать конкурентам компании возможность переманивать персонал.

Разработчики закона утверждают, что проект позволит юридическим лицам тщательнее проверять контрагентов. Так ли это? Разве у компаний недостаточно других механизмов для этого?

Сегодня для доказываемая должной осмотрительности компании могут совершить множество действий. Такие системы как «Контур-Фокус», «Спарк» позволяют досрочно «глубоко» просмотреть контрагента. Как я уже сказал, снятие режима тайны с информации об уплаченных налогах и численности персонала сделано, на мой взгляд, в первую очередь для того, чтобы фискальные органы в суде могли снять с себя необходимость доказывания, простой отсылкой «ну вы же видели, там мало налогов платят», или «ну вы же видели, что у него немного сотрудников». Хотя, как я уже отмечал, эти понятия весьма субъективные.

Нет ли опасности, что проект навредит компаниям?

В общем-то это скорее инструмент не оценки деловых партнеров, а инструмент мониторинга конкурентов, просто сам факт его существования выгоден ФНС. Да, есть риск того, что эта информация может быть использована конкурентами в «подравнивании» налоговой нагрузки (и не факт, что в пользу государства) в рамках региона, также она даст возможность просмотреть до какого уровня может быть изменена (опять же, не факт, что в большую сторону) заработная плата сотрудников, а также писать доносы на конкурентов, ссылаясь на то, что у другой фирмы маленькие заработные платы или низкая налоговая нагрузка.


На заметку

Снятие режима тайны с информации об уплаченных налогах и численности персонала сделано, на мой взгляд, в первую очередь для того, чтобы фискальные органы в суде могли снять с себя необходимость доказывания.


Как вы считаете, этот проект будет принят и если да, то в течение какого времени?

Скорее всего его примут в начале следующего года. На то, чтобы опубликовать такую информацию, тоже потребуется какое-то время.

Какие еще громкие законопроекты были внесены в Госдуму в этом году?

Одном из наиболее «тревожных» для бизнеса документов является законопроект № 529775-6, который, по сути, отменяет принцип презумпции невиновности. Тут важно обратить внимание на некоторые решения ВАС, в которых сказано: чтобы доказать получение компанией налоговой выгоды фискальному органу недостаточно просто подтвердить, что подпись на документах поставило неустановленое лицо. Они должны установить, что поставок товара (работ, услуг) не было. Однако рассматриваемый законопроект меняет правила: обвинить организации в получении налоговой выгоды фискалам станет проще, а компаниям будет сложнее защититься от этих обвинений. Есть опасения, что этот документ также будет принят в следующем году, несмотря на протесты бизнеса.

К сожалению, это не все, есть законодательные инициативы, разъяснения органов власти и прочее, которые нацелены на то, чтобы собрать как можно больше налогов. Есть даже такие, которые полностью противоречат ранее высказанным мнениям и сложившейся практике. Но есть и другие законы. 18 ноября Мосгордума одобрила в окончательном чтении поправки о налоге на имущество организаций, согласно которым предполагается снижение ставок налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, начиная с 2016 года.

На заседании Мосгордумы руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников заявил: «Мы предлагаем два основных изменения: во-первых, снизить ставку налога на имущество от кадастра против тех ставок, что предполагались изначально, во-вторых, предлагается изменить круг объектов, которые подлежат налогообложению от кадастра, начиная с 2017 года». Эти изменения положительно скажутся на работе коммерсантов?

От динамики повышения налога на имущество зависит многое. Однако основная проблема для предпринимателей – это рост кадастровой стоимости, которая увеличивается не долями процента, как ставка налога, а кратно, в разы. Количество арендаторов снижается из-за кризиса и из-за роста стоимости аренды.

Сложившаяся ситуация, когда собственники недвижимости не справляются с налоговой нагрузкой, приводит к банкротству. Такие объекты невозможно продать или перепрофилировать, чтобы оптимизировать налоги, и с каждым годом после очередной переоценки ситуация усугубляется. В таком случае лучшим способом поддержки было бы как минимум недопущение увеличения кадастровой стоимости и фиксация ставок на уровне сегодняшнего дня. Кроме того, в поддержке сейчас нуждаются не только предприниматели – собственники недвижимости, но и арендаторы.


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.