Нужен ли малый бизнес?

18.11.2015

Глава ВТБ Андрей Костин, выступая на форуме «Россия зовет!», заявил, что малый и средний бизнес не востребован в стране, отсутствует поле деятельности для него, а значит, нет смысла кредитовать такие предприятия. «Расчет» попросил Владимира Уколова, профессора Института МИРБИС, высказать свое мнение относительно необходимости малого бизнеса

Несмотря на заявление главы ВТБ, востребованность малого и среднего предпринимательства в России не требует доказательств. Достаточно обратиться к официальной статистике, и мы увидим, что реализация товаров и услуг в данной сфере деятельности обеспечивает до 18–20 процентов ВВП страны. Если вспомнить историю России, в ней можно найти подтверждение, что малые и средние предприятия всегда приносили немалую пользу государству: обеспечивали дополнительные рабочие места, создавали инновационные продукты для массового производства, исправно платили налоги, инвестировали средства в решение социальных проблем населения и т. д.

Кроме того, в мире практически нет ни одной страны, где заявление о том, что малый и средний бизнес не востребован и поэтому нет никакого смысла его кредитовать, соответствовало бы реальной действительности. Наоборот, доля таких компаний в развитых государствах составляет более 60 процентов. И там как раз создают и видят реально существующее возможности для деятельности бизнеса, а значит, и смысл для его кредитования. Правда, справедливости ради надо отметить, что в нашей стране это поле действительно менее заметно, поскольку такая важнейшая функция малого и среднего предпринимательства, как обслуживание крупного индустриального производства, в лице, например, государственных корпораций, не поддерживается соответствующими органами власти, призванными создавать для этого надлежащие условия.


Обратите внимание

В мире практически нет ни одной страны, где заявление о том, что малый и средний бизнес не востребован и поэтому нет никакого смысла его кредитовать, соответствовало бы реальной действительности. Наоборот, доля таких компаний в развитых государствах составляет более 60 процентов.


По моему мнению, необходимо ускоренными темпами создавать инфраструктуру инновационной системы, поскольку именно малый бизнес должен генерировать разработку и создание высокодоходных инновационные продукты формирующих новый спрос населения на товары и услуги. У прирожденных бизнесменов, в соответствии с исторически сложившимися культурными традициями, огромный потенциал, но соответствующей системы для его реализации до сих пор не создано. Вот для этого и нужны инвестиции.

Чтобы бизнес развивался, требуются дешевые и долгосрочные средства. Поэтому необходимо совершенствовать систему кредитования, поскольку у малого и среднего предпринимательства нет ликвидного залога, снижающего риски невозврата средств банкам. Необходимо также найти решение, как предоставить его бизнесу. Для этого, например, следует развивать региональное право, позволяющее малым и средним компаниям на законных основаниях по конкурсу получать право на владение и использования местных ресурсов, прошедших предварительно процедуру капитализации.

Важно также понимать, что в своем сегменте малый и средний бизнес эффективнее крупного производства, и вопрос г-на Костина «Зачем дешевыми деньгами заливать экономику?», скорее, риторический. А его утверждение, что в кредитовании таких предприятий нет смысла, не имеет ничего общего с действительностью.


Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное