Мечты бухгалтера

12.11.2015

Работа бухгалтера в современное время творческая. Предлагаю окунуться в лирику, расслабиться, может быть испустить пар и даже исповедоваться, и … вспомнить как все начиналось…

Техникум, институт – то место, где мы, бухгалтера получили образование. Экономическое образование. Где нас учили законодательным основам, где мы мечтали стать главными бухгалтерами, порвать финансовую структуру и наконец увидеть за окном что-то вроде джипа.

Обратимся к первому документу бухгалтера – Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.2011 (ред. №344-ФЗ от 04.11.14) «О бухгалтерском учете», глава 2 статья 5:



Статья 5. Объекты бухгалтерского учета

Статья 5. Объекты бухгалтерского учета

 Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.



Так, в результате непродолжительного опыта работы в бухгалтерии, появляется следующая мечта – встречаться с реальными объектами бухгалтерского учета экономического субъекта: не придумывать факты хозяйственной жизни, учитывать активы, отражать все обязательства, реальные источники финансирования его деятельности, ну и конечно самое главное – не рисовать доходы и расходы. «Рисование» - так говорят все бухгалтера, можно сказать это слово из нашего сленга. Красиво, на экономическом языке, это называется так – оптимизация налогообложения или снижение налоговой нагрузки.

А вот другая замечательная, действительно замечательная статья, о которой, я уверена, мечтали все бухгалтера по причине вышенаписанного:



Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.



Ну как? Как-то легче, да? Все прочитали, вздохнули, и продолжают работать как работали. Кто-нибудь видел эти письменные распоряжения руководителя? Кто-нибудь их просил написать? Даже если бы эта ситуация возникла, был разговор об этом, писал бы ее сам бухгалтер. И, думаю, он бы недолго проработал в этой организации, потому что такие распоряжения нужно писать возможно каждый день, а может и не раз в день! Времени работать не будет для того, чтобы «формировать документированную систематизированную информацию» об объектах бухгалтерского учета экономического субъекта, обсуждаемых выше.

Учетная политика. Следующая мечта бухгалтера, главного бухгалтера – это когда приходишь на новое место работы, жидать сформированную учетную политику, радоваться, что тот главный бухгалтер ее все-таки сделал, получить ее и поставить «галочку в голове», что документ есть. Жаль, только чаще всего эта мечта не воплощается в реальность, и, если ты образованный и добросовестный главный бухгалтер, то в мечтательные, вдохновленные и взбудораженные весенним воздухом майские дни, создаешь учетную политику, - это в лучшем случае! Как правило, она формируется за 10 минут, как только появился запрос из налоговой. Здесь есть просто замечательный, очень радостный момент! Налоговики, может быть не всегда, и все таки кажется получая эту учетную политику, с таким же трепетом откладывают ее в сторону, может даже поморщившись, и, думаю все надеются, туда не заглядывают.

И все-таки мечты сбываются! Это я про отмену обязательного применения форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Может быть кто-то даже подпрыгнул от счастья, когда об этом узнал! Тогда, в 2013г, совсем недавно. И… дальше… продолжают их применять, как и прежде. Меня саму, сколько раз, мечта затуманивала рассудок создать свой такой первичный документ! Только всегда рассудок побеждал! Ведь новый документ надо спрограммировать, чтобы не делать каждый раз вручную, а это дополнительные денежные и временных затраты. Опять же надо вносить изменения в учетную политику, закреплять этот документ. Вы скажете лень? Да, возможно. Там еще ждут факты хозяйственной жизни… доходы… расходы…

Хорошо, возмись бухгалтер за это дело, то поменял как раз тот документ, что менять нельзя. Вот например, путевой лист. Думаю, у большинства сейчас резко заболела голова. Один мой хороший знакомый главный бухгалтер сказал про путевые листы так: «всю ерунду повыкидывать из утвержденных форм….». Только есть статья 9 п.2 (из того же 402-ФЗ), где прописаны все обязательные реквизиты первичного учетного документа, а так же Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и приказ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов». Налоговики обычно здесь придирчивы. Путевые листы должны быть! Только директор поехал непонятно куда, а безнин купил его ООО, разве директор заполнит путевой лист? Вы такого знаете??? – думаю это инопланетянин. Водители очень сильно удивляется, когда видят путевой лист, будто на черта брызнули святой водой, какие-то строки там непонятные, как определить показания спидометра, можно скорую буквально вызывать. Есть еще много сотрудников, которые просто недоумевают зачем путевой лист, а если и согласятся их заполнять, думаю кроме фамилии и гос.номера машины все остальное будет пустым. Скажу даже особо повезло главному бухгалтеру, работающему в организации грузоперевозок. Бухгалтер метается между налоговой и ДПС! Да, ДПС требует одно, налоговая – другое, только главное – что требует руководитель! А руководитель требует минимум налогов! Нет, меньше минимума! И все таки, есть эти отчаянные, отличившиеся бухгалтера, которые добились мечты, побороли упрямцев заполнять путевки – есть! Думаю, есть, верю и мечтаю об их существовании! А тому большинству, что рисуют путевки сами, придумывают маршрут, показания спидометра, расход ГСМ, мучаются с приказом по ГСМ, ходят за подписями на этих путевках – памятник, почет и вечная слава! Ура!

И вот апрель месяц! Бухгалтер непонятно моргает, волосы дыбом, волочется прибыль, а отчет надо сдать без финансовых потерь! Лучше вообще без потерь! Отчет-то мы сдадим, и все как надо, как надо для руководителя, по мере законной возможности. Только вдруг нужен кредит! Все поняли подоплеку? Для кредитных организаций ваш отчет с нулевой прибылью и отсутствие активов в балансе … без комментариев! Кто сталкивался, - поймет. Руководителю нужен кредит, а бухгалтеру - валерьянка. О, финансовые мечтатели, здесь можно не сдерживаться, проявить волю фантазии, а может даже наконец-то работать с фактом – это называется управленческая отчетность! Да! Управленческая отчетность в моде! Многие организации берут на работу сотрудника спец.назначения – называя его экономистом. Вот этот экономист – счастливейший работник, думаю бухгалтер даже ему завидует, если таковым не является. Он и формирует управленческую отчетность – факт, реальность, то о чем мечтают все бухгалтера, то, что не нужно придумывать, корректировать, оптимизировать и прочее. Этот отчет хочется показать всем, этому отчеты ты веришь сам, этот отчет вдохновляет, этот отчет радует, пусть и приятно напрягает!

Да, к чему это я все? Бухгалтеры мечтают работать с управленческим отчетом, мечтают работать с фактом согласно федерального закона «О бухгалтерском учете», что тут можно добавить? - … мечтайте…

Смирнова Анастасия Алексеевна, для сайта «Бухгалтерия.ру»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное