Сумма бюджетного финансирования на капитальный ремонт облагается НДС

21.10.2015

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 304-КГ15-1430 по делу № А46-4056/2014

Общество, являясь управляющей компанией в системе ЖКХ, в ходе своей деятельности получало от региональных властей субсидии на проведение капитального ремонта и содержание дворовых территорий. В ходе камеральной проверки декларации по НДС налоговая инспекция установила, что общество занизило налоговую базу на сумму полученных из бюджета денежных средств, выделенных для проведения капитального ремонта жилых помещений. За такое нарушение инспекция вынесла решение о доначислении налога и привлекло общество к уплате крупного штрафа.

Бюджетные средства, полученные обществом на основании договоров о долевом финансировании капитального ремонта, подпадают под понятие льгот (субсидий), которые непосредственно связаны с реализацией услуг по обслуживанию многоквартирных домов. Поэтому суммы этих субсидий, предоставляемых бюджетами Российской Федерации, при определении налоговой базы не учитывались согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса.

Общество в защиту своих прав указывает на то, что в результате предоставления субсидии граждане, проживающие в домах, по которым осуществляется софинансирование капитального ремонта, получают финансовую экономию в размере 95% стоимости произведенного ремонта, что также позволяет применить освобождение от НДС данных субсидий.

Позиция налогового органа

Согласно статье 162 Налогового кодекса, налоговая база увеличивается на суммы финансовой помощи, полученной за реализованные товары (работы, услуги), на суммы денежных средств на пополнение фондов специального назначения, либо других сумм, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Согласно положениям Налогового кодекса, в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка (абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ).

Поскольку получаемые обществом денежные средства связаны с расчетами по проведению им капитального ремонта, налогоплательщик должен учитывать их в налоговой базе по НДС в качестве платы за ремонт наряду со средствами собственников помещений в многоквартирных домах, также поступающими в распоряжение управляющих компаний.

Исходя из этого, инспекция сделала вывод о занижении обществом налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на сумму полученных из бюджета денежных средств для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а также асфальтирования (благоустройства) дворовых территорий.

Суд решил

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При определении налоговой базы не учитываются суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством. При этом при реализации товаров (работ, услуг) с учетом таких субсидий налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации (абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения. В эту плату включается плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Перечисление денежных средств управляющим организациям производится для расчетов с подрядными организациями (статья 15 Закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ), а не в связи с несением управляющими компаниями тех или иных убытков.

Таким образом, назначение оказанной финансовой поддержки – не финансирование деятельности управляющих компаний, а проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

Следовательно, целевое назначение выделяемой финансовой поддержки не предполагает предоставление никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим). Все дома, предусмотренные региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ.

При таких обстоятельствах у общества не имелось оснований для исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного для капитального ремонта и для благоустройства дворовых территорий.

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное