Взаимозависимые лица и контролируемые сделки

28.08.2015

Для установления субъекта налоговой ответственности с 1 января 2012 года Законом от 18 июля 2011 года №  227-ФЗ  введено понятие взаимозависимых лиц и установлены критерии отнесения к ним, закреплено понятие контролируемых сделок и сформулирован их перечень.

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок и (или) экономические результаты деятельности этих лиц, такие лица признаются взаимозависимыми.

Отметим, что ранее вопросам взаимозависимости и соответствия, в целях налогообложения, цен по сделкам рыночному уровню отводились статьи 20 и 40 Налогового кодекса. Но практика показала в целом относительную неэффективность этих норм.


Обратите внимание

Положения статей 20 и 40 еще распространяют свое действие на правоотношения и сделки, которые имели место до 1 января 2012 года.


Перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, существенно расширен по сравнению со старой редакцией статьи 20 Налогового кодекса (ранее таких случаев было только три).

Новый перечень оснований, по которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми, содержится в пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса и включает в себя 11 случаев:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами – родственниками в соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами – родственниками в соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами – родственниками;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.


Обратите внимание

Доли прямого и косвенного участия организаций и физических лиц в других организациях выражаются в процентах.


Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации. Если определение таких долей невозможно, то долей прямого участия является непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.



ПРИМЕР

Уставный капитал ООО «Пассив» составляет 100 000 рублей. Из них 45 000 рублей внесло ЗАО «Актив». Доля прямого участия ЗАО «Актив» в ООО «Пассив» составляет 45%. Так как это больше 25%, организации являются взаимозависимыми по основанию, предусмотренному пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.


Доля косвенного участия определяется в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.



ПРИМЕР

Уставный капитал ООО «Пассив» составляет 100 000 рублей. Из них 70 000 рублей внесло АО «Актив».

9 из 10 акций АО «Актив» принадлежат ООО «Баланс».

Физическое лицо Иванов Петр Сергеевич является учредителем ООО «Баланс». Он внес 20 000 рублей в уставный капитал этой фирмы, который составляет 50 000 рублей. Он же является держателем 1 из 10 акций АО «Актив».

Определим долю косвенного участия Иванова в ООО «Пассив».

1. Определим все последовательности участия лиц:

1-я последовательность: Иванов – ООО «Баланс» – АО «Актив» – ООО «Пассив».

2-я последовательность: Иванов – АО «Актив» – ООО «Пассив».

2. Определим доли прямого участия лиц друг в друге. 20 000 рублей составляют 40% от 50 000 рублей. Следовательно, доля прямого участия Иванова в ООО «Баланс» равна 40%. 9 акций АО «Актив» составляют 90% всех акций этой организации. Значит, доля прямого участия ООО «Баланс» в АО «Актив» равна 90%. 70 000 рублей, внесенных АО «Актив» в уставный капитал ООО «Пассив», составляют 70% уставного капитала. Доля прямого участия АО «Актив» в ООО «Пассив» составляет 70%.

1 акция АО «Актив» – это 10% всех акций этой организации. Значит, доля прямого участия Иванова в АО «Актив» равна 10%.

3. Суммируем произведения долей прямого участия по всем последовательностям:

40% Х 90% Х 70% + 10% Х 70% = 25,2% + 7% = 32,2%

Таким образом, доля косвенного участия Иванова в ООО «Пассив» составляет 32,2%, что больше 25%. Следовательно, на основании пп. 2 п. 2 ст 105.1 НК РФ Иванов и ООО «Пассив» являются взаимозависимыми лицами.


Сделки с участием посредников

Реализация товаров, работ и услуг взаимозависимому лицу через посредников приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами. Такая сделка будет контролируемой, если посредники:

  • не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.

Сделки между российскими взаимозависимыми лицами

Если все стороны и выгодоприобретатели по сделке между взаимозависимыми лицами зарегистрированы в России или являются налоговыми резидентами России, то сделки признаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из следующих условий (пп. 1–5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает установленный лимит. В 2012 году он составлял три миллиарда рублей, в 2013 году – два миллиарда рублей. С 2014 года действует лимит в один миллиард рублей;
  • одна из сторон сделки является плательщиком на- лога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. При этом предметом сделки должно быть соответствующее добытое полезное ископаемое, а сумма доходов по сделкам между сторонами за календарный год должна превышать 60 миллионов рублей;
  • среди сторон сделки есть плательщики единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход и лица, не являющиеся их плательщиками. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 миллионов рублей за календарный год;
  • хотя бы одна из сторон сделки – участник проекта «Сколково», применяющий освобождение от уплаты налога на прибыль или исчисляющий его по нулевой ставке. Среди других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от уплаты налога на прибыль и не применяющее нулевую ставку. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 миллионов рублей за календарный год;
  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, а среди других сторон есть лицо, им не являющееся. Сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год должна превышать 60 миллионов рублей. Это условие применяется с 1 января 2014 года.

Внешнеторговые сделки

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли являются контролируемыми, если их предметом являются товары, входящие в состав следующих товарных групп:

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.

Коды этих товаров определяются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Эти сделки являются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом, превышает 60 миллионов рублей за календарный год.

Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах

Новыми положениями Налогового кодекса установлено, что контролируемыми являются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень офшорных зон. Этот перечень утвержден приказом Минфина России от 13 ноября 2007 года № 108н.

Офшорная зона – это государство или территория, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. При этом если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в этот перечень, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой сделки такая организация рассматривается как резидент офшора.

Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 60 миллионов рублей за календарный год.


Обратите внимание

Есть еще одно условие, необходимое для признания любой сделки контролируемой. В результате совершения данных сделок хотя бы одной стороне нужно учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу на добычу полезных ископаемых или налогу на добавленную стоимость. При этом в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяются только эти четыре налога.


Какие сделки не являются контролируемыми

Существует несколько исключений, когда сделки при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;

2) сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:

  • стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
  • у них нет обособленных подразделений в других регионах и за рубежом;
  • они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов Российской Федерации;
  • у них нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2–7 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса.

Обратите внимание

Даже если сделка не соответствует признакам контролируемой, она может быть признана такой через суд. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.


Если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются условия, отличные от тех, которые устанавливались бы для лиц, не являющихся взаимозависимыми, то доходы, которые могли бы быть получены одной из сторон, но из-за особых условий сделки получены не были, все равно нужно учесть для целей налогообложения.


Обратите внимание

Если фирма совершает контролируемые сделки, то о них нужно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения.


Соответствующее уведомление представляется за календарный год не позднее 20 мая года, следующего за этим годом. Его форма утверждается ФНС России. Форма уведомления должна содержать следующие реквизиты:

1) отчетный календарный год;
2) предметы сделок;
3) сведения об участниках контролируемых сделок;
4) суммы полученных доходов и произведенных расходов по этим сделкам.

Несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влечет за собой наложение штрафа в раз- мере 5 тысяч рублей (ст. 129.4 НК РФ).


Обратите внимание

Уведомление о контролируемых сделках следует направлять в налоговый орган без ограничений по суммам доходов по всем контролируемым сделкам. То есть в уведомление нужно включать все контролируемые сделки, независимо от их суммы (ст. 105.16 НК РФ)


Сообщение о контролируемой сделке

Если фирма совершает сделки с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных, то она имеет право уплатить налоги исходя из рыночных цен. Также у налогоплательщика есть право уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль и перечислять налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды соответствующего календарного года исходя из фактических цен сделки. Когда год закончится, можно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если отклонение цен от рыночных повлекло занижение этих налогов. При этом нужно будет сдать уточненные декларации. Образовавшуюся недоимку по всем налогам нужно будет погасить не позднее 28 марта следующего года.

Какие цены признаются рыночными

Статья 105.3 Налогового кодекса устанавливает, что при определении налоговой базы цена, примененная в сделке, признается рыночной, если Федеральной налоговой службой России не доказано иное, либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога. Кроме того, признаются рыночными цены:

1) если они применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа;

2) если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства;

3) если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании.

Кроме того, если при совершении сделки проведение оценки является обязательным, то стоимость объекта оценки, определенная оценщиком, является основанием для определения рыночной цены.

Налоговые проверки по сделкам между взаимозависимыми лицами

С 1 января 2012 года введен новый вид налоговых про- верок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). Проводить такие проверки будет ФНС России по месту ее нахождения. Соответствующее полномочие зафиксировано в пункте 2 статьи 105.3 и пункте 1 статьи 105.17 Налогового кодекса. С этого момента запрещено проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки.

Основаниями для проведения проверки по сделкам между взаимозависимыми лицами являются:

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение налоговой инспекции, выявившей в ходе камеральной или выездной проверки факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. Проверяемый период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения.

Сама проверка не должна длиться больше шести месяцев, но этот срок может быть продлен.


Обратите внимание

Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.


Методы проверки цен

Нормами Налогового кодекса закреплены методы, которые Федеральная налоговая служба может использовать при проведении проверки. Их пять:

1) метод сопоставимых рыночных цен. Этот метод является приоритетным, то есть применение других методов допускается, только если его применение невозможно или выводы по нему могут быть недостоверны. Этот метод заключается в сопоставлении цены, примененной в анализируемой сделке, с ин- тервалом рыночных цен. Интервал рыночных цен определяется в порядке, установленном статьей 105.9 Налогового кодекса;

2) метод цены последующей реализации (ст. 105.10 НК РФ). При применении этого метода сопоставляется валовая рентабельность, полученная стороной анализируемой сделки при последующей перепродаже товара, приобретенного по анализируемой сделке, с рыночным интервалом валовой рентабельности. Рыночный интервал валовой рентабельности определяется в порядке, предусмотренном статьей 105.8 Налогового кодекса;

3) затратный метод (ст. 105.11 НК РФ). Он заключается в сопоставлении валовой рентабельности затрат стороны анализируемой сделки с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках. Этот показатель определяется по правилам статьи 105.8 Налогового кодекса;

4) метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12 НК РФ). Он заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у стороны анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотрен- ном статьей 105.8 Налогового кодекса;

5) метод распределения прибыли (ст 105.13 НК РФ). По этому методу сопоставляются фактическое распределение между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, и распределение прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки. Эта справка вручается представителю проверенной организации.

Если по результатам проверки выявлено отклонение цен по контролируемым сделкам от рыночных, и это отклонение повлекло занижение налогов, составляется акт проверки. Его тоже должны вручить налогоплательщику. На акт можно представить возражения в течение 20 дней с момента его получения.

Рассмотрение акта проверки и других материалов проверки и вынесение решения производится в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса.


Обратите внимание

Недоимку, установленную в ходе проверки сделок между взаимозависимыми лицами, можно взыскать только в судебном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).


Ответственность за применение нерыночных цен

Ответственность за неуплату налога в результате при- менения цен, отличающихся от рыночных, установлена пунктом 1 статьи 129.3 Налогового кодекса. Она заключается в наложении штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тысяч рублей.

Однако такой размер штрафа допускается применять за налоговые периоды, начавшиеся в 2017 году. При доначислении налогов за 2012–2013 годы штраф не назначается. В 2014–2016 годах штраф составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Статья 129.3 устанавливает случаи освобождения налогоплательщика от ответственности. Таких случаев два:

1) если налогоплательщик представит документы, обосновывающие рыночный уровень примененных цен;

2) если налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании.



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Способы контроля финансово-хозяйственной деятельности

Фирма-поручитель

Процедура банкротства компании



Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное