Учет расходов на мерчандайзинг

25.06.2015

Представители Минфина России рекомендовали организациям учитывать затраты на приоритетную выкладку товаров в качестве нормируемых рекламных расходов.

Воспользовавшись правом давать письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательств (ст. 34.2 НК РФ), чиновники ведомства представили вниманию налогоплательщиков свой вариант учета в целях налогообложения прибыли расходов на мерчандайзинг.

Финансисты рекомендовали организациям учитывать затраты на приоритетную выкладку товаров в качестве рекламных расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Которые в свою очередь подлежат налоговому учету в пределах однопроцентного норматива, установленного пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

В обширном перечне писем по данному вопросу ведомство придерживается аналогичной позиции (письма Минфина России от 18.03.2014 № 03­03­06/1/11641, от 13.12.2011 № 03­03­06/1/818 и др.).

Является ли мерчандайзинг рекламой?

Понятие «мерчандайзинг» не определено российском налоговым законодательством. Исходя из существующей практики, данный вид услуг представляет собой выкладку товаров в приоритетных местах торгового зала с целью привлечения к продукции внимания покупателей, а также поддержание ее ассортиментного ряда.

По общему правилу все расходы компании должны соответствовать положениям статьи 252 Налогового кодекса РФ – быть экономически обоснованными и направленными на получение дохода. В отношении услуг мерчандайзинга такие условия выполняются: затраты на их приобретение служат росту продаж и спроса у покупателей и соответственно увеличению доходов торговой организации (постановление ФАС Поволжского округа от 16.09.2008 по делу № А49­395/08).


Исходя из существующей практики, мерчандайзинг представляет собой выкладку товаров в приоритетных местах торгового зала с целью привлечения к продукции внимания покупателей...


В свою очередь реклама представляет собой распространяемую информацию о товаре, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38­ФЗ «О рекламе»). Мерчандайзинг не является деятельностью по распространению информации о продукции, а предполагает определенное размещение в местах продаж самого товара. При этом дополнительной информации о товаре в результате приоритетной выкладки покупатель не получает, какие-­либо сведения содержатся только на упаковке товара. Эти сведения являются обязательными к предоставлению продавцом и сами по себе рекламой также не являются (п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300­1 «О защите прав потребителей»).

Таким образом, отождествление услуг по приоритетной выкладке товара с рекламой противоречит целям и сущности рекламной деятельности. Указанное противоречие представляет сомнительной возможность учета расходов на мерчандайзинг в качестве рекламных.

Арбитражные суды не согласны с Минфином России

Отметим, что в арбитражной практике сложился подход, не поддерживающий позицию Минфина России. Суды приходят к выводу, что услуги по приоритетной выкладке товаров подлежат учету в полном размере в составе других расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так как не могут признаваться рекламой применительно к положениям закона о рекламе (постановление ФАС Северо-­Кавказского округа от 29.03.2013 по делу № А32­5215/2012; постановление ФАС Московского округа от 18.02.2013 по делу № А40­83540/12­116­180).

Суды, оценивая правомерность отнесения затрат на мерчандайзинг к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, указывали следующее. В обширном перечне расходов, уменьшающих доходы при исчислении налога на прибыль, затраты по мерчандайзингу прямо не упоминаются. В тоже время их нет в списке расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса РФ, которые ни при каких обстоятельствах не принимаются к учету при налогообложении.

Положения главы 25 Налогового кодекса РФ не содержат исчерпывающего перечня расходов, в том числе связанных с реализацией товаров. Об этом свидетельствует наличие нормы подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Потому позиция о том, что спорные расходы могут учитываться именно в составе прочих расходов (не рекламных), по мнению судов, является обоснованной. Таким образом, чиновники указывают, что затраты поставщика на услуги магазинов по приоритетной выкладке товара учитываются как рекламные расходы в пределах одного процента выручки компании. Однако большинство судей считает данные затраты прочими расходами и рекомендует учитывать их в полном объеме.

Отметим, что письма Минфина России имеют разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в таком письме.

Учитывая позицию Минфина России, компании должны самостоятельно оценивать риски возникновения претензий со стороны налоговых органов. Для обоснования своей позиции рекомендуем использовать сформировавшуюся положительную судебную практику по данному вопросу.

Чем подтвердить произведенные расходы?

Основными документами, подтверждающими расходы на мерчандайзинг в целях налогообложения (ст. 252 НК РФ), являются договор об оказании услуг и акт сдачи­-приемки оказанных услуг (п. 11 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381­ФЗ, постановление ФАС Московского округа от 18.02.2013 по делу № А40­83540/12­116­180).

При этом неотъемлемой частью договора об оказании услуг мерчандайзинга должны являться действия исполнителя по приоритетной выкладке товаров на торговых площадях.

Кроме того, факт несения расходов может быть дополнительно подтвержден маркетинговой политикой налогоплательщика, отчетами, а также сравнительными таблицами торговых точек по договорам размещения товара и договору аренды персонала (постановление ФАС Северо-­Кавказского округа от 01.06.2011 по делу № А53­15050/2010).


Комментируемый документ: Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/22913 от 22.04.2015 «Налог на прибыль: учет расходов на мерчандайзинг»


Консультант по налогообложению Д.Ю. Стасенко, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Бухгалтерия.ру рекомендует

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Журналы для бухгалтера и предпринимателя >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Бухгалтерский учет расходов на рекламу



Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA