Обстоятельства непреодолимой силы

24.06.2015 распечатать

В Госдуму внесен законопроект, который предлагает отнести к обстоятельствам непреодолимой силы санкции, введенные иностранным государством в отношении страны, российских физических и юридических лиц. Вероника Позднякова узнала, в чем смысл документа и чем он может помочь отечественным компаниям и предпринимателям

Речь идет о проекте закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части введения мер защиты национальной экономики Российской Федерации». Депутаты предлагают дополнитьпункт 3 статьи 401 ГК РФ  таким положением: «К обстоятельствам непреодолимой силы относятся, в частности, введенные иностранным государством (объединением иностранных государств) в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц ограничительные меры (санкции)».

Как сказано в пояснительной записке к проекту, целью его разработки является создание правовых основ для обеспечения экономического суверенитета страны и устойчивого развития нашей экономики. Для достижения поставленных целей планируется создать систему государственных мер защиты имущественных прав как страны в целом, так и граждан и юридических лиц от санкций, введенных иностранными государствами.

Напомню, что в 2014 году ряд стран ввели многочисленные ограничительные меры в отношении России. По заявлению официальных представителей государств, основной целью санкций является ослабление российской экономики. Авторы законопроекта напоминают, что подобные действия явно противоречат основополагающим принципам, установленным Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года. Исходя из установленного Декларацией принципа «ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ».

По мнению авторов законопроект позволит серьезным образом пересмотреть основания неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в том числе кредитных, на территории России, которые явились следствием вводимых антироссийских санкций.

Излишняя инициатива

Российское гражданское законодательство рассматривает обстоятельства непреодолимой силы, которые также часто называют «форс-мажор», в качестве основания освобождения от ответственности за неисполнение обязательства (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Роман Речкин, старший партнер Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С, отмечает, что закон не предусматривает закрытый перечень таких обстоятельств, указывая, что обстоятельства непреодолимой силы – это «чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства». Учитывая, что санкции (то есть, запрет государственного органа на заключение или исполнение определенных договоров или договоров с определенным лицом) – это безусловно экстраординарные и непредотвратимые обстоятельства, неисполнение обязательства вследствие санкций освобождает должника от ответственности за неисполнение обязательства. «То есть, эта законодательная инициатива фактически излишняя, она просто дублирует уже имеющуюся норму закона», – отмечает эксперт. По его мнению, данная норма носит общий характер, она применима к любому должнику, как физическому, так и юридическому лицу, независимо от размера его бизнеса. Г-н Речкин отмечает два аспекта. Во-первых, нужно учитывать, что непреодолимая сила освобождает только от ответственности за неисполнение обязательства, то есть от взыскания с должника неустойки или убытков, но не освобождает от исполнения самого обязательства.


Не стоит забывать, что принятие подобного закона коснется договоров, заключенных по российскому праву, а достаточно большое число иностранных партнеров предпочитают при заключении контрактов иные юрисдикции.


Во-вторых, о форс-мажоре можно говорить только в ситуации, когда должник из-за санкций в принципе не имел возможности исполнить обязательство никаким образом. Эксперт поясняет: если власти определенного государства запретили поставлять в РФ конкретное оборудование, без которого должник не мог выполнить работы или изготовить свой товар, он вправе ссылаться на форс-мажор только в случае, если оборудование, аналогичное «санкционным», он не может приобрести ни у какого иного поставщика, ни в какой другой стране. Г-н Речкин напоминает, что затруднительность исполнения обязательства не освобождает должника от ответственности за его неисполнение. «Поэтому санкции будут освобождать от ответственности в минимальном количестве случаев, когда обязательство не исполнено по причине отказа контрагента, который является абсолютным монополистом, единственным поставщиком товара или услуги в мире. Во всех остальных случаях кредиторы будут обоснованно возражать против довода о форс-мажоре, ссылаясь на то, что санкции реально не препятствовали исполнению обязательства, поскольку должник мог и должен был купить нужный товар, или заказать работу или услугу у иного поставщика из другой страны», – резюмирует эксперт.

Популистский проект

Ольга Жданова, руководитель отдела Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, уверена, что новый закон «популистский, и скорее навредит, чем поможет». «С одной стороны данный законопроект защищает и помогает отечественному бизнесу выйти из непростых ситуаций, например, наличие обстоятельств непреодолимой силы является одним из оснований предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, а также сбора, пени, штрафов (подп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ), но, по моему мнению, принятие такого закона не способствует стабильности делового оборота и уверенности партнеров в завтрашнем дне», – рассуждает г-жа Жданова. Она считает, что положение российского бизнеса на внешнем рынке и так весьма шаткое. Россия, по ее мнению, не является, с точки зрения иностранных инвесторов, благоприятной страной для инвестирования, а принятие данного законопроекта продолжит усугублять негативный образ российского бизнесмена как партнера и контрагента.

«Также не стоит забывать, что принятие подобного закона коснется договоров, заключенных по российскому праву, а достаточно большое число иностранных партнеров предпочитают при заключении контрактов иные юрисдикции», – делает вывод г-жа Жданова.

Избежать штрафов

Вячеслав Петухов, генеральный директор российской компании «3В Сервис», считает, что, если санкции приравниваются к форс-мажорным обстоятельствам, это даст возможность коммерсантам избежать штрафных санкций за невыполнение или задержки в выполнении контрактов и пересмотреть такие договоры. «Данная мера поможет застраховать компании от больших убытков и перераспределить дополнительные расходы между сторонами договора. Наличие юридического основания для пересмотра контрактов поможет поставщикам, выигравшим конкурсные процедуры на поставку западного оборудования или программного обеспечения, избежать попадания в «черные» списки корпораций. Это также послужит поводом для пересмотра бюджетов закупающих компаний в сторону российских аналогов (при их наличии)», – отмечает г-н Петухов. По его мнению, это однозначно коснется бизнеса любого размера, взаимодействующего прямо или косвенно с зарубежными партнерами (товарами).



Нормативные акты с комментариями

Профессиональные комментарии к письмам министерств и ведомств, ответы экспертов на самые сложные вопросы, обновления каждый день. Узнайте больше >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...