Учет расходов на конференции

20.05.2015 распечатать

Компании часто проводят профессиональные конференции, на которых делятся опытом, обсуждают стратегическое развитие, открытие новых направлений. Такие мероприятия преследуют сразу несколько целей: обучить персонал, обменяться мнениями, сплотить команду. Елизавета Сейтбекова, управляющая ООО «Корн-Аудит», рассказала «Расчету», как признать траты на такое мероприятие.

Вопрос признания расходов на конференцию во многом зависит от того, каким образом компания организует мероприятия, какие договоры она заключает, какая смета расходов у нее запланирована. Конечно, проще признать траты, если заключить договор со специализированной организацией. Вместе с тем, если проводить данное мероприятие самостоятельно, то можно сэкономить. Однако в последнем случае есть шанс возникновения рисков признания расходов. Рассмотрим оба варианта и решим, какой подходит лучше.

Вариант 1: заключение договора со сторонней компанией

Если компания хочет провести конференцию на должном уровне, при этом не тратить силы и время на ее организацию, можно пригласить специализированную компанию, которая организует мероприятие.

Сегодня на рынке существует множество фирм, предлагающих такие услуги. Они имеют в собственности или в аренде залы, оборудование, а также предоставляют дополнительные услуги: встреча гостей в аэропорту, предоставление переводчиков, ведущих мероприятия, организуют питание. Также такие компании приглашают на конференции преподавателей, консультантов, экспертов, которые могут обучить сотрудников новым дисциплинам и навыкам.

Важно правильно выбрать фирму, организующую конференции. Она должна иметь опыт проведения подобных мероприятий, помещения и оборудование, соответствующие требованиям заказчика. Для того, чтобы выбрать компанию, которая предлагает наилучшие условия, целесообразно провести конкурс.

После того, как вы нашли организатора, нужно заключить с ним контракт. Чаще всего это договор оказания услуг. По такому соглашению исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а последний обязуется оплатить их (ст. 779 ГК РФ).

Существенными будут условия, определяющие конкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ), и цена.

Обратите внимание, виды предлагаемых услуг могут различаться. Тогда отличаться будут и отчетные документы. Если речь идет о консультационных услугах, подтверждающим документом будет акт приемки-передачи с выделением видов оказываемых услуг. Вместе с тем, в постановлении ФАС Московского округа от 10 октября 2011 года по делу № А40- 30370/10-127-132 суд указал, что отсутствие в актах оказания услуг информации о конкретных консультациях и рекомендациях налогоплательщику не является обстоятельством, исключающим его право учесть затраты на оплату консультационных услуг.


Если проводить корпоративное мероприятие самостоятельно, то можно сэкономить. Однако в последнем случае есть шанс возникновения рисков признания расходов.


Предметом договора могут быть образовательные услуги, если проведение конференции сопряжено с обучением сотрудников. В этом случае в соглашении нужно указать: условия, определяющие конкретный вид образовательной услуги, то есть то, чему обучают сотрудника, и стоимость. Необходимо документально подтвердить, что обучение проводится в интересах фирмы, то есть подобные затраты экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Кроме того, в соответствии с законодательством об образовании подобные услуги являются лицензируемыми, то есть необходимо запросить у проводящей мероприятие компании копию разрешительного документа.

Бумагами, подтверждающими, что сотрудники прошли курс обучения, будут дипломы (свидетельства, аттестаты), сертификаты и удостоверения, выданные образовательным учреждением, или другие документы (договор, акт об оказании услуг и т. д.) с указанием программы обучения.

Если компания заключает договор оказания консультационных услуг, то такие расходы признаются на основании подпунктов 14 и 15 пункта 1 статьи 264, пункта 1 статьи 252 НК РФ. Обязательным условием для признания этих трат является документальное подтверждение оказания услуги.

Если компания заключает договор на обучение, то стоимость признается в расходах на дату подписания акта или получения иного документа, подтверждающего, что работник окончил образование либо завершил его этап (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Стоимость любого обучения не облагается НДФЛ, если оно проводится российской организацией, имеющей лицензию на такую деятельность, или иностранной организацией с соответствующим статусом (п. 21 ст. 217 НК РФ, Письма Минфина от 11.11.2013 г. № 03-04-06/48063, от 22.04.2010 г. № 03-03-06/1/291 (п. 2), от 15.10.2007 г. № 03-04-06- 01/357). Имейте в виду, такие услуги не облагаются страховыми взносами.

Вариант 2: сам себе организатор

Если компания хочет сэкономить и провести конференцию самостоятельно, то необходимо будет самим искать помещение, заключать договоры на банкетное обслуживание и многое другое. Поскольку траты на мероприятие могут значительно различаться, то необходимо придерживаться следующего алгоритма действий.

Для начала нужно составить смету расходов. Для того, чтобы понять, какие затраты придется понести, необходимо, прежде всего, рассчитать траты и утвердить приказом руководителя. Среди различных видов расходов можно выделить следующие: на размещение информации о проведении конференции в СМИ; на рекламу мероприятия; на рассылку приглашений, брошюр или каталогов рекламного характера; на обеспечение приглашенных раздаточным материалом; на аренду зала, аудио- и видеооборудование; на оплату услуг лекторов, их проезда к месту проведения семинара и обратно, а также на проживание в гостинице и на оплату услуг переводчика. Помимо этого, фирме нужно быть готовой и к другим расходам. Например, затратам на: изготовление сувенирной продукции для участников семинара; приобретение расходных материалов, проектора, флипчарта; организацию кофе-паузы, обедов или фуршетов; расходы на проезд сотрудников, гостиницу.

Смета будет больше или меньше в зависимости от того, имеется ли в компании помещение, в котором можно провести подобное мероприятие, или же необходимо его арендовать.


Еще одной особенностью в случае самостоятельной организации мероприятия будет нормируемый характер траты. Представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав прочих в размере, не превышающем 4 процента от трат фирмы на оплату труда за этот налоговый период.


После этого можно заключить договоры с компаниями, которые предоставляют все эти услуги. При самостоятельной организации фирме придется заключить несколько контрактов. Так, если компания проводит рекламу, то необходимо заключить договор оказания рекламных услуг.

Информирование должно быть обращено неограниченному числу лиц. А подтверждающим документом будет акт приемки-передачи.

При аренде зала будет также заключен соответствующий договор. Единственным существенным условием такого соглашения, вытекающим из закона, является условие о предмете аренды. Согласно пункту 3 статьи 607 ГК, в контракте должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче компании в качестве объекта аренды. При их отсутствии условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается несогласованным, а само соглашение – незаключенным.

Если говорить об изготовлении сувенирной продукции, обеспечении участников раздаточным материалом, то фирме-заказчику нужно подписать соглашение подряда с компанией-исполнителем. Основным условием, которое необходимо согласовать сторонам в договоре подряда, является его предмет. Это – существенное условие (п. 1 ст. 432 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 702, пунктом 1 статьи 703, статьей 726 ГК РФ предметом договора подряда признается работа и ее результат. Начальный и конечный сроки также признаются судами существенными условиями исходя из положений пункта 1 статьи 708 ГК РФ. Стороны могут установить в контракте следующие формы расчетов: денежными средствами или с помощью встречных договоров (поставка, подряд, возмездное оказание услуг, аренда). Приемка-передача будут осуществляться по соответствующему акту.

При организации конференции какие-то товары (например, бумагу, ручки, флипчарт, проектор) компании необходимо будет приобрести, и тогда нужно заключить договор купли-продажи.

Необходимым условием контракта будет наименование, количество товара и его цена.

Теперь перейдем к признанию расходов. С ними при самостоятельной организации мероприятия не все так просто, как в первом случае.

Признание расходов

Компании, которые организуют мероприятия самостоятельно, признают расходы различными способами. Первый вариант – признать все траты в качестве представительских.

Правомерность такого подхода подтверждена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15 октября 2007 года № Ф08-6877/2007- 2552А по делу № А63-2652/2007-С4. Суд тогда указал, что расходы на проведение конференций, совещаний, приемов, годового общего собрания акционеров являются представительскими.

Однако нужно помнить, что перечень подобных трат ограничен. К представительским относятся: расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах; транспортное обеспечение доставки деловых партнеров к месту проведения мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно; буфетное обслуживание; оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате фирмы (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Еще одной особенностью в данном случае будет нормируемый характер расходов. Представительские траты в течение отчетного периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от трат фирмы на оплату труда за этот налоговый период.

Второй вариант – признание каждого вида затрат отдельно. Так, расходы на аренду конференц-зала относятся к представительским и учитываются в составе прочих (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). Часть расходов можно признать тратами на рекламу. К ним относятся в том числе издержки на: участие в выставках, ярмарках, экспозициях; оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации и другие (п. 4 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина от 09.08.2013 г. № 03-03-06/1/32239).

Если проведение конференции связано с доставкой работников из других регионов, то у компании возникнут командировочные расходы. Напомню, что в соответствии со статьей 166 ТК командировка – это поездка сотрудника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения поручения вне места постоянной работы. При направлении специалиста фирмы обязана возместить ему (ст. 168 ТК РФ): расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные затраты, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные траты, произведенные сотрудником с разрешения или ведома работодателя.

Согласно пункту 1 статьи 264 НК РФ, затраты на эту поездку признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Признание отдельных видов расходов позволит избежать превышения норм по представительским расходам компании.


Елизавета Сейтбекова, для журнала «Расчет»


Неудобно читать с монитора?

Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Учет в качестве представительских расходов стоимости алкогольных напитков и сигарет



Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...