Право на применение УСН отдельными организациями

27.04.2015

В рамках данной статьи будет рассмотрена возможность применения УСН организацией, в которой более 60 процентов в уставном капитале принадлежит муниципальному образованию.

Актуальность данной ситуации заключается в том, что положения главы 26.2 НК РФ ее прямо не регулируют и не устанавливают запрета на применение указанными организациями УСН. Однако есть нормы, из буквального толкования которых можно сделать вывод, что такая организация не имеет право применять УСН. В рамках данной статьи автор проанализирует соответствующие нормы Налогового кодекса, нормативно-правовые акты, последние и актуальные изменения налогового и иного российского законодательства, а также позиции официальных органов и арбитражных судов.

Требования Налогового кодекса

Итак, сначала обратимся к анализу регулирующих норм законодательства о налогах и сборах.

Напомним, что плательщиками единого налога по УСН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на данный спецрежим и применяющие его в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). При этом переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно (абз. 2 п. 1ст. 346.11 НК РФ). Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, в котором она подает уведомление о переходе на данный спецрежим, доходы не превысили 45 млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Доходы в этом случае определяются в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса.

Также следует отметить, что организации, применяющие УСН, освобождаются от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3и 4 статьи 284 НК РФ) и налога на имущество. Также такие организации не признаются налогоплательщиками НДС. Исключения составляют:

  • случаи, когда НДС уплачивается в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на территорию России и другие территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
  • НДС, уплачиваемый в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Справка

Организации и ИП, желающие перейти на УСН со следующего календарного года, должны уведомить налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя не позднее 31 декабря предшествующего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).


Что касается вновь зарегистрированных организаций и ИП, то они вправе уведомить налоговую инспекцию о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). В этом случае датой перехода на УСН будет считаться дата постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе.

Если налогоплательщик, применяющий УСН, решил перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, то ему необходимо уведомить об этом налоговую инспекцию не позднее 15 января года, в котором было принято такое решение (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).

Также следует отметить, что Налоговый кодекс содержит нормы, ограничивающие применение данного спецрежима. Так, например, в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов не вправе применять УСН.

Необходимые понятия

Для более глубокого анализа вопроса, поставленного в начале статьи, нужно уточнить некоторые определения и то, как они трактуются российским законодательством. Такое понятие как «организация» формулирует Налоговый кодекс. На основании пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса установлено, что организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Поскольку речь идет об учредителе-муниципальном образовании, напомним, что муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Данное определение содержится в статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Закон № 131-ФЗ). Далее обратимся к положением гражданского законодательства.


Справка

Согласно нормам Гражданского кодекса Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования являются субъектами гражданского права. Они выступают в отношениях с гражданами и юридическими лицами.


Напомним, что к субъектам Российской Федерации относятся: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. Данные отношения регулируются гражданским законодательством (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

К вышеуказанным субъектам гражданского права применяются нормы, которые определяют участие юридических лиц в этих отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей таких субъектов. (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Отметим, что органы местного самоуправления могут приобретать и осуществлять имущественные, личные неимущественные права и обязанности, а также выступать в суде от имени муниципальных образований. При этом органы местного самоуправления вправе действовать в рамках той компетенции, которая устанавливается актами, определяющими их статус (п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ).

Что касается такого понятия, как юридическое лицо, то оно также изложено в Гражданском кодексе. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных норм действующего российского законодательства, можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации организация имеет право перейти на УСН, так как на нее не распространяется правило, установленное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Подобный запрет распространяется лишь на те компании, учредителями которых являются организации в соответствии с понятием, установленным статьей 11 Налогового кодекса. Соответственно, данный запрет не распространяется на организации, доля в уставных капиталах которых принадлежит муниципальным или иным публично-правовым образованиям.

Такой же позиции по данному вопросу придерживается Минфин России.

Минфин России разъясняет

В Письме Минфина России от 02.06.2014 № 03-11-06/2/26211 разъясняется, что для целей применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса участие муниципальных образований в организациях не является основанием, препятствующим применению такими организациями упрощенной системы налогообложения. Исходя из этого, организация, в которой 62,5 процента уставного капитала принадлежит муниципальному образованию, вправе применять УСН на общих основаниях при условии соблюдения всех иных требований, предусмотренных главой 26.2 НК РФ.

В письме Минфина России от 17.06.2010 № 03-11-06/2/94 указывается, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное в статье 11 Налогового кодекса определение «организации» в целях применения законодательства о налогах и сборах.

Письмо Минфина России от 01.04.2011 № 03- 11-06/2/43 разъясняет, что открытое акционерное общество, в котором 100 процентов уставного капитала принадлежит Российской Федерации в лице уполномоченного органа, вправе применять УСН при соблюдении условий, установленных главой 26.2 Налогового кодекса. Следовательно, данный вывод Минфина России можно применить к ситуации, рассматриваемой в рамках нашей статьи.

Судебная практика

В Определении ВАС РФ от 28.05.2008 № 6214/08 изложено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное в статье 11 Налогового кодекса определение «организации» в целях применения законодательства о налогах и сборах. Следовательно, участие указанных субъектов в акционерных обществах не является основанием, препятствующим применению такими акционерными обществами упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм Налогового кодекса, а также положений гражданского законодательства, позиции Минфина России и примера из судебной практики, следует вывод, что организация, в уставном капитале которой более 60 процентов принадлежит муниципальному образованию, имеет право перейти на применение УСН. При этом она должна отвечать всем остальным требованиям, установленным главой 26.2 Налогового кодекса.

Советник государственной гражданской службы РФ III класса Ю.М. Лермонтов, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное