Как заполнить раздел I книги учета доходов и расходов при УСН

02.04.2015

Плательщики УСН ведут налоговый учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей. Ее форма утверждена приказом Минфина России от 22 октября 2012 года № 135н. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами Бератора.

Как вести книгу

Записи в книге делают на основании первичных документов (накладные, договоры, акты сдачи-приемки работ, квитанции к приходным ордерам, расходные ордера и т. д.).

Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов Российской Федерации, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Книгу учета доходов и расходов можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Если вы ведете книгу в электронном виде, нужно по окончании каждого квартала распечатывать ее на бумаге.

На каждый год открывают новую книгу учета доходов и расходов. Она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице указывают количество листов и ставят подпись руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печать.

Исправление ошибок в книге учета доходов и расходов должно быть обоснованно и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации.

В начале книги учета доходов и расходов есть титульный лист, в котором указывают:

  • год, на который она заведена;
  • наименование фирмы или индивидуального предпринимателя;
  • ИНН фирмы или индивидуального предпринимателя;
  • выбранный объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов);
  • адрес фирмы или индивидуального предпринимателя;
  • номера счетов в банках, которые открыты «упрощенцем».

А теперь на примерах разберемся, как «упрощенцу» заполнять раздел I книги учета доходов и расходов.

Раздел «Доходы и расходы»

Раздел I «Доходы и расходы» состоит из пяти граф и заполняется следующим образом.

В графе 1 указывают порядковый номер операции.

В графе 2 записывают дату и номер первичного документа, на основании которого делается запись в книге.

В графе 3 указывают конкретное содержание операции, например: «арендная плата, перечисленная ООО „Пассив”».

В графе 4 отражают сумму дохода (если операция «доходная»).

В графе 5, соответственно, указывают сумму расхода (если операция «расходная»). Эту графу в обязательном порядке заполняют только те предприятия (предприниматели), которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы за вычетом расходов (15%).

Упрощенцы с объектом «доходы» в графе 5 отражают:

  • фактически произведенные расходы на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства других безработных за счет бюджетных средств;
  • расходы, фактически осуществленные за счет субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • иные расходы, связанные с получением доходов (по своему усмотрению).
Для каждого отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев и года) заполняют свой раздел 1.

Так, в частности, в конце раздела 1 за полугодие есть такие строки:

  • «итого за II квартал»;
  • «итого за полугодие».

В них нужно указывать общую сумму доходов и расходов за II квартал и, соответственно, в целом за полугодие.

А в итоговых строках раздела 1, например, за год нужно отражать сумму доходов и расходов за IV квартал и за весь год.

По итогам налогового периода (года) заполняют справку. Но делают это только те «упрощенцы», которые выбрали в качестве объекта налогообложения разницу между доходами и расходами.

В строке 010 справки указывают сумму налоговых доходов, полученных «упрощенцем» за год.

В строке 020 отражают сумму налоговых расходов, которые «упрощенец» понес за год.

Строку 030 заполняют те, кто в прошлом году платил не реальный, а минимальный налог. Здесь показывают прошлогоднюю разницу между минимальным и реальным налогами. Ведь эта разница уменьшает налоговую базу текущего года.

В строке 040 показывают налоговую базу за текущий год.

Значение строки 040 определяют так:

Если полученный результат оказался отрицательным, то строку 040 не заполняют, а отражают его в строке 041.

Строка 041 посвящена полученным за год убыткам.

Рассмотрим порядок заполнения раздела 1 на примерах.



ПРИМЕР

АО «Актив», применяющее УСН «доходы минус расходы» (15%), 1 февраля 2015 г. получило партию курток от ООО «Пассив» для дальнейшей реализации. Сумма сделки — 118 000 руб., в том числе НДС — 18 000 руб. Товары оплачены 5 февраля платежным поручением № 87.

Все куртки отгружены покупателю — АО «Тройка» — 7 февраля.

Стоимость отгруженной партии — 200 000 руб. Покупатель оплатил товары (платежное поручение № 75 от 8 февраля 2015 года).

Бухгалтер заполнил раздел 1 книги учета доходов и расходов так:

Регистрация

Сумма


п/п

Дата и номер
первичного
документа

Содержание
операции

Доходы, учитываемые
при исчислении
налоговой базы

Расходы, учитываемые
при исчислении
налоговой базы

1

2

3

4

5

113

7 февраля 2015 г., п/п № 87 от 5 февраля 2015 г.

Списана себестоимость реализованной партии курток

100 000

114

7 февраля 2015 г., п/п № 87 от 5 февраля 2015 г.

Списан НДС по реализованной партии курток

18 000

115

8 февраля 2015 г., п/п № 75

Получена выручка от реализации партии курток

200 000

<...>



По Налоговому кодексу, чтобы «упрощенец» мог учесть стоимость реализованных товаров в расходах, эти товары должны быть:

  • оплачены поставщику;
  • отгружены покупателю.

Тем не менее, в письме от 17 августа 2006 года № 03-11-02/180 финансисты выдвинули еще одно условие – покупатель должен оплатить товар.

С такой позицией «упрощенцы» не соглашались, однако доказывать свою правоту им приходилось лишь через суд (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 ноября 2009 г. по делу № А10-2005/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 25 сентября 2009 г. по делу № А39-4425/2008).

Конец спорам положил Президиум ВАС России. В постановлении от 29 июня 2010 г. № 808/10 высшие судьи сделали вывод, что для списания товаров не важно, оплачены они покупателем или нет. Достаточно, чтобы ценности были реализованы. После этого контролеры изменили свою позицию. В письме от 29 октября 2010 года № 03-11-09/95 финансисты указывают: для того чтобы учесть в расходах стоимость товаров, оплаченных поставщику, достаточно их реализовать. Оплачены товары покупателем или нет – неважно. Аналогичное мнение высказали и налоговики в письме ФНС России от 24 ноября 2010 года № ШС-37-3/16197@.



ПРИМЕР 2

Индивидуальный предприниматель Петров применяет УСН, объект налогообложения — разница между доходами и расходами.

В марте коммерсант купил для перепродажи в розницу 4 холодильника на сумму 354 000 руб., в том числе НДС — 54 000 руб.

Оплату поставщику Петров перечислил 11 марта (платежное поручение № 1).

2 холодильника предприниматель отгрузил 25 марта 2015 года на сумму 250 000 руб., еще 2 — 10 апреля 2015 года на ту же сумму.

Раздел 1 книги учета доходов и расходов заполнен так:

Регистрация

Сумма


п/п

Дата и номер
первичного
документа

Содержание
операции

Доходы, учитываемые
при исчислении
налоговой базы

Расходы, учитываемые
при исчислении
налоговой базы

1

2

3

4

5

<...>

12

25 марта 2015 г., п/п № 1 от 11 марта 2015 г.

Списана себестоимость реализованных товаров

150 000

13

25 марта 2015 г., п/п № 1 от 11 марта 2015 г.

Списан НДС по реализованным товарам

27 000

<...>

25

10 апреля 2015 г., п/п № 1 от 11 марта 2015 г.

Списана себестоимость реализованных товаров

150 000

26

10 апреля 2015 г., п/п № 1 от 11 марта 2015 г.

Списан НДС по реализованным товарам

27 000

<...>



Предоплата, полученная от покупателя, — это доход «упрощенца». Но что делать, если фирма решила разорвать контракт с покупателем и вернуть аванс?

В этом случае на сумму возвращенного аванса нужно уменьшить доходы того периода, в котором деньги перечислены покупателю (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Уточненную декларацию подавать не нужно.

Итак, если вы вернули покупателю предоплату, то на сумму возвращенного аванса, можно уменьшить доходы. Как отразить это в книге учета доходов и расходов?

Понятно, что возвращенный аванс нельзя ставить в расходы, поскольку такого вида расходов нет в хорошо знакомом нам списке (ст. 346.16 НК РФ). А ведь в графу 5 книги учета доходов и расходов можно вносить исключительно то, что в нем указано. Значит, единственный путь — «подправить» доходы.



ПРИМЕР 3

ООО «Мелодия» применяет УСН, объект налогообложения — доходы.

Фирма получила аванс под предстоящую поставку продукции (платежное поручение № 10 от 11 февраля 2015 г.). Сумма предоплаты — 40 000 руб.

25 февраля 2015 года покупатель отказался от поставки продукции, и аванс ему пришлось вернуть (платежное поручение № 17 от 25 февраля 2015 г.).

Раздел 1 книги учета доходов и расходов бухгалтер заполнил так:

Регистрация

Сумма


п/п

Дата и номер
первичного
документа

Содержание
операции

Доходы, учитываемые
при исчислении
налоговой базы

Расходы, учитываемые
при исчислении
налоговой базы

1

2

3

4

5

<...>

10

11 февраля 2015 г., п/п № 10

Полученные авансы включены в доходы

40 000

<...>

25

25 февраля 2015 г., п/п № 17

Аванс возвращен покупателю

-40 000

<...>



Теперь рассмотрим противоположную ситуацию. А именно: «упрощенец» перечислил поставщику аванс. Однако сделка по каким-то причинам не состоялась, и продавец вернул деньги. Сумму аванса, возвращенного «упрощенцу», учитывать в составе доходов не надо.

С этим согласен и Минфин России (см. письмо от 12 декабря 2008 г. № 03-11-04/2/195). При этом финансисты особо подчеркнули, что суммы перечисленных авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров при расчете единого налога в расходах не учитываются.

Поэтому суммы авансов, возвращенных поставщиками, в состав доходов не включаются.



ПРИМЕР 4

В феврале 2015 года АО «Актив» (объект налогообложения - разница между доходами и расходами) оплатил и получил бухгалтерскую компьютерную программу стоимостью 35 000 руб. (без НДС). За техническую поддержку и обновление (с февраля по декабрь 2015 года включительно) фирма заплатила 22 000 руб. (без НДС).

Бухгалтер заполнил раздел 1 книги так:

Регистрация

Сумма


п/п

Дата и номер
первичного
документа

Содержание
операции

Доходы, учитываемые
при исчислении
налоговой базы

Расходы, учитываемые
при исчислении
налоговой базы

1

2

3

4

5

<...>

41

5 февраля 2015 г., № 7

Приобретена бухгалтерская программа

35 000

<...>

55

5 февраля 2015 г., № 8;
28 февраля 2015 г., № 38

Списана на расходы стоимость технической поддержки и обновления за февраль

2000

<...>

67

5 февраля 2015 г., № 8;
31 марта 2015 г., № 64

Списана на расходы стоимость технической поддержки и обновления за март

2000

<...>



Всего в книге учета доходов и расходов при УСН четыре раздела. Как заполнить остальные разделы, смотрите в бераторе «УСН на практике»

Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное