Как применять ЕНВД при оказании услуг перевозки

31.03.2015

Иногда в процессе работы могут возникнуть ситуации, когда компании выгодно применять «вмененку», либо наоборот – ей лучше перейти на другие режимы. Однако нельзя применять вмененный режим, если вы превысите некоторые ограничения «внутри вмененной деятельности», препятствующие применению ЕНВД. Читайте об этом в нашей статье, подготовленной экспертами Бератора.

Количество автомобилей

По общему правилу автоперевозка пассажиров или грузов переводится на ЕНВД, если количество транспортных средств, предназначенных для этого, не превышает 20 единиц.

Если у фирмы более 20 транспортных средств, но по экономическим соображениям ей выгодно применять «вмененный» режим, то это ограничение можно обойти. Поступить можно следующим образом.

Для уменьшения количества транспортных средств организация может зарегистрировать дополнительную фирму с таким же видом деятельности и передать ей (продать или вложить в уставный капитал) часть транспорта.

Передача автомобилей в аренду или участие их в деятельности, не переведенной на ЕНВД, также позволит не превысить ограничение по количеству транспортных средств. Это связано с тем, что автомобили, переданные в аренду или участвующие в деятельности, не облагаемой ЕНВД, в расчете лимита не участвуют. На это указал Минфин России в письме от 23 мая 2013 года № 03-11-06/3/18433.

Однако здесь есть один нюанс. Чтобы избежать претензий со стороны налоговой инспекции, такое решение должно иметь в качестве основания деловые цели, не связанные с желанием сэкономить на налогах (постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Итак, чтобы компания могла применять «вмененку», ей нужно уменьшить количество транспортных средств до 20 единиц. В это число входят автомобили независимо от их эксплуатационного состояния (например, находящиеся на консервации, простаивающие и т.д.), а также полученные по договору аренды (лизинга).

Ранее чиновники заявляли, что в целях применения ЕНВД учитываются все автотранспортные средства, находящиеся на балансе налогоплательщика, в том числе и машины в ремонте (письма Минфина РФ от 3 июня 2013 г. № 03-11-11/20192, от 4 октября 2011 г. № 03-11-06/3/108). Но теперь финансисты изменили свою позицию по этому вопросу. Дело в том, что при расчете ЕНВД используется физический показатель «количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов» (ст. 346.29 НК РФ). В бухгалтерском учете по степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте и др. Исходя из этого в Минфине пришли к выводу, что транспортные средства, находящиеся в ремонте, не учитываются при расчете "вмененного" налога, поскольку в число эксплуатируемых транспортных средств не включаются (письмо от 17 марта 2014 г. № 03-11-11/11347). Эту позицию поддерживают и суды (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 сентября 2009 г. по делу № А31-5652/2008).

Кроме того, изменение количества машин, используемых для перевозки пассажиров и грузов (то есть изменение величины физического показателя) при расчете ЕНВД нужно учитывать с начала того месяца, в котором произошло это изменение. Например, если автомобиль находится в ремонте с 15 апреля, то при расчете налога изменение физического показателя учитывается с 1 апреля.

Доставка товаров

Если фирма доставляет товары собственным транспортом, то у нее есть выбор: платить или не платить ЕНВД с этой услуги. Так, в письме Минфина России от 31 января 2008 года № 03-11-04/3/33 сказано, что если компания в договоре поставки товара предусматривает и его доставку до покупателя, а стоимость такой услуги включают в стоимость товара, то такую деятельность на ЕНВД не переводят. Если стоимость доставки товара выделяют отдельной строкой или оплачивают по отдельному договору, то такую деятельность переводят на ЕНВД. Так, компания может сама решать, выгодно ей применять единый налог или нет. Как это сделать, рассмотрим на примере.



ПРИМЕР

ООО «Актив» доставляет товары покупателям собственным транспортом. Общее количество автомобилей не превышает двадцати. Стоимость товара – 20 000 рублей, стоимость доставки – 1000 рублей. Компания решила, что ей было бы выгоднее не применять ЕНВД. Поэтому стоимость доставки она включает в стоимость товара и заключает договор на общую сумму 21 000 рублей.

Если бы «Актив» решил, что выгоднее применять ЕНВД, то заключал бы два договора:

• на 20 000 рублей – за товары;
• на 1000 рублей – за доставку.

Чтобы не вызвать вопросов инспекторов, рекомендуем закрепить порядок доставки

товаров в учетной политике компании.

Сдача в аренду транспортного средства с экипажем

Может ли предприниматель применять в отношении услуг по сдаче в аренду автомобиля с экипажем ЕНВД? Проанализировав положения Налогового и Гражданского кодексов, Минфин в письме от 17 февраля 2015 г. № 03-11-11/2/7108 пришел к выводу, что не может.

Обосновывают свою позицию финансисты следующим образом.

Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов с использованием не более 20 транспортных средств относятся к видам бизнеса, подпадающим под ЕНВД (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Однако Налоговый кодекс не расшифровывает понятие «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов». Для понимания сути вопроса в Минфине предложили обратиться к положениям гражданского законодательства.

Так, глава 40 «Перевозка» Гражданского кодекса регулирует договорные отношения в области оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Из ее положений следует, что «перевозочная» деятельность предполагает оказание перечисленных услуг на основе договоров перевозки (с. 785 и 786 ГК РФ).

В то же время, предпринимательская деятельность, связанная с предоставлением в аренду транспортных средств с экипажем регулируется нормами главы 34 «Аренда» Гражданского кодекса. В частности, статья 632 предписывает, что арендодатель за плату предоставляет арендатору во временное владение и пользование транспортное средство с экипажем согласно договору аренды. Управление и техническая эксплуатация автомобиля также входит в круг обязанностей арендатора.

Следовательно, заключая договор аренды автомобиля с экипажем, арендодатель не возлагает на себя обязанности оказывать от собственного имени услуги по перевозке пассажиров и грузов. Получается, что сдачу в аренду такого транспортного средства нельзя отнести к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных «перевозочных» услуг. Она не подпадает под действие подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса.

Исходя из всего сказанного, в Минфине делают вывод: предоставление в аренду транспортного средства с экипажем на ЕНВД не переводится. В отношении такой деятельности можно применять либо общий режим налогообложения, либо УСН.

Применение ЕНВД выгодно для компании, так как его размер не зависит от выручки фирмы, ее доходы могут быть сколь угодно велики, а налог останется прежним. Это выгодно еще и тем, что компания может заранее спрогнозировать, сколько средств ей нужно заплатить в виде налогов, если, конечно, физические показатели останутся без изменений.

Может показаться, что в режиме ЕНВД сэкономить на едином налоге не представляется возможным, так как он не зависит ни от выручки, ни от расходов фирмы. Однако существуют способы, которые помогут сэкономить на ЕНВД, уйти или остаться на данном режиме по желанию фирмы. О них вы узнаете из Бератора


Лучшее решение для бухгалтера

Бератор - это электронное издание, которое найдет лучшее решение для любой бухгалтерской задачи. По каждой конкретной теме есть все необходимое: подробный алгоритм действий и проводки, примеры из практики реальных компаний и образцы заполнения документов. Начать работу с Бератором для Windows



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное