Налоговые льготы для сферы IT

17.02.2015

Чтобы IT-компания смогла получать льготы при уплате страховых взносов, нужно не так много, и получить преференции не так сложно. Однако даже бухгалтер может встретить определенные препятствия. Какие именно трудности предстоит преодолеть, и как это сделать с наименьшими потерями?

О том, что фирмы, разрабатывающие программное обеспечение, имеют возможность «рассчитываться» с государством «по льготному курсу», уже давно перестало быть новостью. Пакет преференций включает в себя пониженные тарифы взносов – 14 процентов от выплат в пределах базы для начисления страховых взносов (ч. 4 п. 2 ст. 57 федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 23.07.2009 г. № 212-ФЗ). Кроме того, предприятия-льготники могут в упрощенном порядке брать на работу высококвалифицированных иностранных специалистов и, при соблюдении дополнительных условий, будут иметь право включать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники в состав материальных расходов в размере полной стоимости такого имущества по мере ввода его в эксплуатацию. Льготу государство обещает вполне ощутимую. Теперь необходимо разобраться с самым главным – кто и как сможет ее получить.

Итак, рассчитывать на пониженные тарифы могут все компании, в штате которых имеется семь и более сотрудников (ч. 3 п. 2.1. ст. 57 Закона № 212-ФЗ).


Обратите внимание

Среднесписочная численность персонала для уже существующих организаций определяется по итогам девяти месяцев предыдущего года, а для только что созданных компаний – по итогам квартала, полугодия или девяти месяцев (ч. 3 п. 2.1. и ч. 3 п. 2.2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ соответственно).


Если нужное количество работников в фирме имеется, необходимо уточнить, позволит ли претендовать на льготы специфика деятельности фирмы-соискателя. Согласно закону, IT-компания может рассчитывать на льготу, если ее деятельность отвечает следующим требованиям. Во-первых, ее сотрудники разрабатывают и продают программные продукты (в т.ч. сайты), занимаются их установкой, тестированием, сопровождением, адаптацией и модификацией, и если при этом фирма имеет юридическую возможность передавать имущественные права на использование программ и БД. И во-вторых, если доход предприятия от вышеперечисленной деятельности по итогам девяти месяцев предыдущего года составлял не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период (ч. 2 п. 2.1. ст. 57 Закона № 212-ФЗ).

Аккредитация

Итак, если компания соответствует всем критериям, можно отправляться получать государственную аккредитацию в Минкомсвязи России. Для этого нужно подготовить заявление, а также справку, подтверждающую, что организация осуществляет деятельность в области информационных технологий, подписанную руководителем организации. Именно в последнем документе должно быть указано о численности сотрудников, а также об уровне дохода (бланки, а также примеры заполнения документов можно скачать на сайте http://minsvyaz.ru/ ).

Кроме того, следует приготовить копию устава, а также «свежую» (не более 3-х месяцев) выписку из ЕГРЮЛ. Подается либо сама выписка, либо ее нотариально заверенная копия (п. 34 Административного регламента, утвержденного приказом Минкомсвязи РФ от 03.11.2011 г. № 298). Никаких других документов прикладывать не нужно.

Процедура аккредитации происходит бесплатно, регламентный срок ее проведения – 30 рабочих дней, которые отсчитываются с даты присвоения сданному пакету документов входящего номера. В результате аккредитации компания получает два документа – выписку из реестра аккредитованных организаций, заверенную «синей» печатью, где будет указан реестровый номер, присвоенный компании (именно эта бумага и свидетельствует о том, что компания прошла госаккредитацию), и сопроводительное письмо.

«По умолчанию» выписка отправляется на почтовый адрес, указанный в заявлении. Если представителю фирмы удобнее забрать ее самому, то об этом нужно специально указать в заявлении и прописать там номер телефона и ФИО контрактного лица, чтобы сотрудники министерства могли сообщить о готовности бумаг.

Применение льготы

После получения документов от Минкомсвязи можно начинать применение льготного тарифа. Никаких специальных разрешений от фондов получать не требуется. Более того, согласно Положению о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденному ПП РФ от 6 ноября 2007 года № 758, Минкомсвязи самостоятельно в течение семи рабочих дней с даты принятия соответствующего решения представляет сведения о прохождении компаниями госаккредитации в ПФР и налоговую инспекцию.

«При подаче отчета в пенсионный фонд по форме РСВ-1 по начисленным и уплаченным страховым взносам, кроме титульного листа, разделов 1, 2 и 6, которые заполняют все организации, IT-компании, применяющие льготы, должны заполнить подраздел 3.3 раздела 3, где производится расчет условий пониженного тарифа согласно пункту 6 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, – поясняет Ирина Федорова, главный бухгалтер ООО «Смарт-Ком». – К отчету прикладываем заверенные руководителем компании копии выписки из госреестра аккредитованных организаций. А отчитываясь в ФСС по форме 4-ФСС, на титульном листе указываем шифр страхователя 091 – организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Отдельных разделов в отчете не предусмотрено. К документу также прикрепляем копии выписки из госреестра аккредитованных организаций. Следует отметить, что льгота в ФСС распространяется только на страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний она не распространяется».


Фирма вполне может лишиться права на льготу. Либо добровольно, либо принудительно, второе случится, если по итогам отчетного периода нарушено хотя бы одно из трех необходимых по закону условий.


Имейте в виду, применяя льготный тариф расчета взносов, нужно быть готовым к пристальному вниманию и регулярным проверкам со стороны фондов на предмет соответствия деятельности, фактически осуществляемой вашей организацией. «Ревизоры могут потребовать предъявить книгу учета доходов и расходов (для компаний, находящихся на УСН), или акты и счета-фактуры (для фирм на ОСН), а также договоры, – предупреждает г-жа Федорова. – При этом из последних, из их спецификаций, приложенных к ним технических заданий, а также из актов выполненных работ или оказанных услуг должно быть четко видно, что фирма в рамках данного соглашения занималась именно разработкой, установкой, тестированием, сопровождением, адаптацией и модификацией ПО. При этом, прописывая предмет договора, следует стремиться к употреблению формулировок, максимально приближенных к тем, которые употребляются в законе или подзаконных актах (например: «разработка и запуск в эксплуатацию ПО») чтобы избежать разночтений и исключить вариативность толкования».

Обратите внимание, исчислять взносы по пониженным тарифам страхователь вправе строго с месяца, в котором получен документ, подтверждающий госаккредитацию, при соблюдении остальных условий применения льготы. Это следует из двух документов – писем ПФР от 12 января 2011 года № 30-22/52 и Минздравсоцразвития России от 5 сентября 2011 года № 3180-19. Более того, данная точка зрения уже нашла подтверждение в арбитражной практике. Спорная ситуация возникла из-за того, что компания применила пониженный тариф страховых взносов в январе, при получении документа об аккредитации только в середине февраля.

В заключение хотелось бы отметить, что фирма вполне может лишиться права на льготу. Либо добровольно, либо принудительно, второе случится, если по итогам отчетного периода нарушено хотя бы одно из трех необходимых по закону условий.


Анна Мишина, для журнала «Расчет»


Нормативные акты с комментариями

Профессиональные комментарии к письмам министерств и ведомств, ответы экспертов на самые сложные вопросы, обновления каждый день. Узнайте больше >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Пониженные тарифы страховых взносов для IT-компаний

Учет расходов на программное обеспечение


Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное