Налог на имущество в 2015 году

26.01.2015 распечатать

Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесена новая глава. С Нового года она будет регулировать исчисление налога на имущество физических лиц. Какие изменения ожидают собственников недвижимости?

Уплата налога на имущество на протяжении многих лет производилась в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 года № 2003-1. Величина фискальных обязательств частных лиц определялась исходя из инвентаризационной стоимости имущества, в том числе жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража. Однако с 2015 года Закон № 2003-1 канул в Лету. А новая глава 32 Налогового кодекса РФ существенно изменит механизм исчисления налога. Сумма платежа теперь будет рассчитываться из кадастровой стоимости, которая, как правило, максимально приближена к рыночной и существенно превышает инвентаризационную оценку. Как следствие, возрастет фискальная нагрузка.


Переходные положения

Для перехода на новый порядок законодатель отвел довольно длительный период с 2015-го по 2020 год. По общему правилу сбор в «новом обличье» может быть введен уже со следующего года, если субъект РФ утвердит результаты кадастровой оценки объектов и до 20 ноября 2014 года установит в качестве единой даты начала применения новых правил определения налоговой базы 1 января 2015 года.

При этом нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (Законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) о введении налога с 2015 года должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года (п. 2,3 ст. 3 Закона № 284-ФЗ; Письмо ФНС РФ от 16.10.2014 г. № БС-4-11/21489@).


В течение четырех налоговых периодов с начала применения кадастровой стоимости объектов при расчете суммы сбора будет использоваться специальная формула, предусмотренная пунктом 8 статьи 408 НК РФ. Суть переходных положений сводится к тому, чтобы сделать постепенным увеличение налоговой нагрузки.


До определения кадастровой стоимости объектов на той или иной территории налог по-прежнему будет исчисляться из инвентаризационной стоимости, скорректированной на коэффициент-дефлятор (п. 2 ст. 402, 404 НК РФ). При этом в течение четырех налоговых периодов с начала применения кадастровой стоимости объектов при расчете суммы сбора будет использоваться специальная формула, предусмотренная пунктом 8 статьи 408 НК РФ. Суть переходных положений сводится к тому, чтобы сделать постепенным увеличение налоговой нагрузки.

Итак, если сумма налога, исчисленная по кадастровой стоимости, окажется выше суммы сбора по инвентаризационной оценке, то в первые четыре года после введения в регионе новых правил, налог будет рассчитываться по следующей формуле:

Н = (Н1 - Н2) * К + Н2, где:

Н – сумма налога к уплате;

Н1 – сумма налога, рассчитанная из кадастровой стоимости;

Н2 – сумма налога, рассчитанная из инвентаризационной стоимости, скорректированной на коэффициент-дефлятор;

К – понижающий коэффициент, который равен:

0,2 – первый год;

0,4 – второго год;

0,6 – третий год;

0,8 – четвертый год.

Переходные положения не распространяются на такие объекты, как административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, которые используются для размещения офисов, торговых и объектов общественного питания, а так же бытового обслуживания. Налог по упомянутым метрам определяется исходя из их кадастровой стоимости (п. 3 ст. 403, п. 1,2,7 ст. 378.2 НК РФ).


Кто, за что и как

По новым правилам под налогообложение попадает (ст. 401 НК РФ): жилой дом, квартира, комната, гараж или машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания и помещения.

При этом законодатель конкретизировал, что к жилым домам относятся жилые строения, которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

Замечу, что в новой главе НК перечень объектов налогообложения расширился. Так, например, по Закону № 2003-1 не облагались налогом объекты незавершенного строительства (Письма Минфина РФ от 02.09.2011 г. № 03-05-04-01/29, ФНС РФ от 24.08.2011 г. № ЗН-3-11/2919@). Кроме этого в норме не применяется такой термин как «единый недвижимый комплекс».


Вычеты и льготы

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта как его стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Однако законодатель предусмотрел вычеты, благодаря которым собственник может уменьшить налоговую базу, а, значит, и сумму сбора. Вычет являет собой показатель, на который уменьшается кадастровая стоимость имущества.

Размер налоговых вычетов может быть увеличен местными органами власти. Если в результате применения льгот база принимает отрицательное значение, то налог не уплачивается, так как налоговая база равна нулю.


Однако законодатель предусмотрел вычеты, благодаря которым собственник может уменьшить налоговую базу, а, значит, и сумму сбора. Вычет являет собой показатель, на который уменьшается кадастровая стоимость имущества.


Как и прежде, для отдельных категорий плательщиков предусмотрены льготы (ст. 407 НК РФ, ст. 4 Закона № 2003-1). Собственник, имеющий право на преференцию, представляет заявление и документы, подтверждающие это право, в налоговый орган по своему выбору (п. 6 ст. 403 НК РФ). Если по состоянию на 31 декабря 2014 года льгота была предоставлена по Закону № 2003-1, то повторно подавать бумаги не нужно.

Преференция предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору собственника. Для получения льготы владельцу метров необходимо до 1 ноября направить в инспекцию уведомление об объектах, в отношении которых будет применяться льгота. В противном случае преференция будет предоставлена в отношении объекта с максимальной суммой налога.


Примечательно, что льготы не распространяются на административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, которые используются для размещения офисов, торговых объектов и так далее, чья кадастровая стоимость превышает 300 млн. руб.


Ставки

При расчете налога исходя из кадастровой стоимости законодатель установил следующие ставки в зависимости от объекта:

  • до 0,1 процент – для жилых домов и жилых помещений, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов, гаражей и машино-мест;
  • до 2 процентов – для административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей;
  • до 0,5 процентов – для прочих объектов налогообложения.

При этом местные органы власти вправе изменять ставку на 0,1 процента, а именно: повысить ее не более, чем в 3 раза, или понизить ее до нулевого значения.

Также допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от: кадастровой или суммарной инвентаризационной стоимости объекта, его вида, места его нахождения, видов территориальных зон, в границах которых расположена недвижимость.


Платим в срок

Так же, как и прежде, уплата налога производится на основании налогового уведомления, направляемого собственнику ФНС. Однако законодатель изменил срок уплаты сбора. Если сейчас перечислить платеж в бюджет необходимо не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог, то в соответствии с главой 32 НК РФ перечислить сбор нужно на 1 месяц раньше – не позднее 1 октября.


Оспаривание цены

Собственник может не согласиться с кадастровой стоимостью, исходя из которой будет исчислен налог. В этом случае он вправе оспорить результаты оценки в судебном или досудебном порядке по собственному выбору.

Вне рамок судебного разбирательства подобные споры рассматриваются специальной комиссией, которая формируется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Основанием для пересмотра результатов является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установление в отношении объекта его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Максимально возможный срок, в течение которого владелец имущества вправе обратиться за пересмотром в комиссию, составляет 5 лет с даты, когда в государственный кадастр недвижимости были внесены оспариваемые результаты кадастровой оценки. Если принятое комиссией решение не устроит заявителя, оно может быть обжаловано в суде.

Если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость будет пересмотрена, то новая цена учитывается при определении налоговой базы, начиная с того года, в котором подано заявление о пересмотре оценки.


Яна Лазарева, для журнала «Расчет»


Как сэкономить на НДС не нарушая налоговый кодекс

В этой электронной книге есть полная информация о том, какие законные способы оптимизации НДС предусмотрены в российском законодательстве. Их достаточно для того, чтобы снижать налоговую нагрузку предприятия и не рисковать >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Движимые и недвижимые объекты при расчете налогов

О кадастровой оценке недвижимости

Налоги, взносы и отчетность в 2015 году, важные изменения

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...