Налоговый мониторинг

21.01.2015

Опубликованным законом в первую часть Налогового кодекса РФ вводится новый раздел V.2, касающийся такого новшества в законодательстве, как налоговый мониторинг.

Нововведения начнут действовать с 2015 года, а для участников консолидированной группы налогоплательщиков – с 2016 года.


Главные аспекты налогового мониторинга

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.


Главные аспекты, характеризующие налоговый мониторинг

1. Под налоговый мониторинг подпадают только организации (п.1 ст. 105.26 НК РФ).

2. Налоговый мониторинг проводится по заявлению организации и на основании решения налогового органа (п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).

3. Мониторинг проводится по месту нахождения налогового органа аналогично камеральной проверке (п.1 ст. 105.29 НК РФ).

4. Под налоговый мониторинг подпадают только организации, удовлетворяющие необходимым условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

5. Заявление на установление мониторинга подается организацией не позднее 1 июля (п. 1 ст. 106.27 НК РФ).

6. Организация вправе отозвать свое заявление до принятия налоговым органом решения о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

7. Решение о назначении налогового мониторинга принимается не позднее 1 ноября года (п. 4 ст. 105.27 НК РФ).

8. Мониторинг устанавливается на следующий год, после года, в котором поступило заявление, и осуществляется за период с 1 января по 1 октября (п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

9. Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно (ст. 105.28 НК РФ).

10. Вопросы взаимодействия согласовываются специальным регламентом. В частности, решается вопрос о предоставлении проверяющим доступа к информационным системам организации (п.6 ст. 105.26 НК РФ).

11. По результатам мониторинга может быть принято мотивированное мнение налогового органа (п. 1 ст. 105.30 НК РФ).

12. Организация на мониторинге вправе запросить мотивированное мнение налоговиков (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

13. Разногласия по поводу мотивированного мнения разрешаются путем взаимосогласительной процедуры на уровне ФНС РФ (ст. 105.31 НК РФ).


Условия введения налогового мониторинга

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при выполнении условий, указанных в Таблице 1.

Обратите внимание, все условия должны выполняться одновременно. Размеры налогов, доходов и активов определяются за календарный год, предшествующий году, в котором организация подает заявление.

Таблица 1 – Условия, дающие право устанавливать налоговый мониторинг

№ п/п

Категория условия

Условие

Величина ограничения

1

Размер налогов

Совокупная сумма налогов: НДС, акцизы, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых (без налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

не менее 300 миллионов рублей

2

Объем доходов

Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации .

не менее 3 миллиардов рублей

3

Стоимость активов

Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря.

не менее 3 миллиардов рублей


Как это будет происходить

Итак, организация решается на налоговый мониторинг. С чего ей начать? Подать заявление в свою инспекцию, собрав следующий пакет документов:

1. Регламент информационного взаимодействия по установленной форме.

2. Информация об организациях и физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации с долей участия более 25 процентов.

3. Учетная политика для целей налогообложения на текущий год.

Далее налоговый орган рассматривает заявление и принимает решение о проведении мониторинга, либо об отказе в его проведении.


Обратите внимание

Отказ должен быть мотивированным, ведь оснований для отказа всего три, и они прямо закреплены в кодексе (п.5 ст. 105.27 НК РФ).


Мониторинг будет осуществляться налоговым инспектором без выхода в организацию с проверкой. Инспектор будет использовать при мониторинге не только данные, предоставленные организацией, но и иные сведения, имеющиеся в распоряжении налоговых органов (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

При обнаружении противоречий с организации потребуют пояснения или соответствующие исправления в отчетах.

При неудовлетворительном исходе, налоговый орган обязан будет составить мотивированное мнение. Согласно статье 105.30 Налогового кодекса РФ - это такой документ, в котором изложено мнение налогового органа, отражающее его позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.


Важно

Организация, находящаяся на мониторинге, вправе самостоятельно запросить мотивированное мнение налогового органа по то или иной сомнительной ситуации.


Данное право, по мнению редакции, может значительно облегчить налогообложение для организации, т.к. позволяет налогоплательщику опираться на профессиональную позицию, а также использовать данный инструмент в своих интересах в случаях судебных разбирательств.

Кроме того, новая формулировка пункта 8 статьи 75 Налогового кодекса РФ обеспечивает неначисление пеней на сумму недоимки, которая образуется у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа. Данная норма будет действовать наряду с выполнением письменных разъяснений или разъяснений неопределенному кругу лиц, данных финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти по вопросам налогового законодательства.

При несогласии с мотивированным мнением налоговиков, организация вправе заявить о разногласиях. Их рассматривает уже ФНС России путем проведения так называемой взаимосогласительной процедуры (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). Результатом такой процедуры будет либо изменение мотивированного мнения, либо оставление его без изменения (п. 3 ст. 105.31 НК РФ).

И еще об одном важном моменте. Налоговый мониторинг отменяет для налогоплательщика проведение камеральных проверок (с учетом исключений, которые закреплены в новом пункте 1.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ). Отменяются также выездные проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг. Однако, невыполнение организацией мотивированного мнения налогового органа даст повод налоговикам начать выездную проверку.


Консультант по налогам И.М. Акиньшина, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Как сэкономить на НДС не нарушая налоговый кодекс

В этой электронной книге есть полная информация о том, какие законные способы оптимизации НДС предусмотрены в российском законодательстве. Их достаточно для того, чтобы снижать налоговую нагрузку предприятия и не рисковать >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Что заменит налоговые проверки?

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA