Принимаем на работу мигранта из Украины

17.10.2014

В связи с происходящими на Украине военными и политическими событиями, многие граждане этой страны пересекли государственную границу и находятся на территории России. Прибывшие в нашу страну украинские граждане хотят трудоустроиться, и работодатели идут им навстречу. Однако чтобы избежать штрафов, нужно правильно оформить отношения с наемным работником-иностранцем. Как это сделать, узнайте из нашей статьи.

Первое что потребуется кадровику – определить на основании всех документов, которые предоставит новый работник, какой официальный статус присвоен иностранцу. В частности:
  • временно пребывающий;
  • временно проживающий;
  • беженец;
  • получивший временное убежище;
  • участник госпрограммы по содействию добровольного переселения соотечественников.

Для каждого статуса установлены свои правила приема на работу, рассмотрим их по отдельности (категория постоянно проживающих в России иностранцев в этой статье не рассматривается).

Временное пребывание

Срок временного пребывания в России для иностранного гражданина, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.

Срок временного пребывания продлевается при выдаче разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента.

Если мигрант получил разрешение на работу, то его можно трудоустроить на срок:

  • временного пребывания;
  • действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Россию.

Важно

Работать временно пребывающий украинец может только на территории того субъекта РФ, где ему выдано разрешение на работу.


Если мигрант приобрел патент, то он может осуществлять трудовую деятельность у физических лиц для удовлетворения их личных и домашних нужд.

Временное проживание

Разрешение на временное проживание – подтверждение права временно проживать на территории России до получения вида на жительство.

Срок действия разрешения составляет три года. Разрешение выдается территориальным органом ФМС России (разрешение на временное проживание оформляется в виде штампа в паспорте «Разрешено временное проживание», если же у иностранца нет паспорта, то в виде отдельного документа).

Лицо, получившее разрешение на временное проживание, имеет право осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу и только в том субъекте России, где ему разрешено временное проживание (подп. 11 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Трудоустройство возможно на срок действия разрешения на временное проживание.

Беженцы

Беженец может работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами России. Мигранту, получившему статус беженца, выдается удостоверение беженца, при этом украинский паспорт и другие документы, удостоверяющие личность передаются на хранение в отделение ФМС России.

Для его трудоустройства не требуется получения разрешения на работу. Срок трудоустройства – на период сохранения статуса.

Временное убежище

Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории России.

При выдаче свидетельства о предоставлении убежища украинский паспорт и другие документы, удостоверяющие личность передаются на хранение в отделение ФМС России.

Срок статуса – один год, с возможностью продления на каждый последующий год.

Для трудоустройства мигранта, имеющего статус временного убежища, не требуется получения разрешения на работу. Срок трудоустройства – на период сохранения статуса.

Участник госпрограммы по содействию добровольного переселения соотечественников

Участниками программы могут быть лица, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории России (имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство).

Участник госпрограммы и члены его семьи имеют право, в частности осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника либо заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юрлица и без создания новых рабочих мест.

Срок осуществления деятельности (в том числе трудовой) - на срок действия свидетельства участника программы (до получения гражданства Российской Федерации).

Как оформить разрешение на работу

Из всего вышесказанного делаем вывод, что разрешение на работу требуется, только если украинец имеет статус временно пребывающего. Чтобы оформить такое разрешение, работодателю нужны следующие документы:

  • заявление о выдаче ему разрешения на работу;
  • документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
  • миграционная карта (представляется при наличии);
  • квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу;
  • трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный и оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Компаниям, решившим трудоустроить мигранта получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не нужно. Дело в том, что такие разрешения получают только в отношении иностранных работников, прибывших в Россию, в порядке требующем визы, а украинские граждане в настоящее время прибывают в нашу страну в безвизовом режиме.


Обратите внимание

Удерживать НДФЛ с заработка принятого на работу мигранта нужно будет по ставке 30 процентов, пока его налоговый статус не переменится с налогового нерезидента на налогового резидента.


Миграционный учет иностранцев

Абсолютно все иностранцы независимо от их статуса должны вставать на миграционный учет (ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ). Если мигрант при приеме на работу не смог предъявить работодателю корешок бланка уведомления о миграционном учете (приложение № 2 к приказу ФМС России от 23.09.2010 № 287), доказывающий, что он в данный момент на учете состоит, то работодатель сам обязан поставить работника-мигранта на учет. Сделать это нужно в течение семи рабочих дней с даты заключения трудового договора (п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2010 № 109-ФЗ).

Для постановки на миграционный учет прибывшего гражданина Украины фирме потребуются следующие документы:

  • оригиналы и копии паспорта, миграционной карты;
  • копия разрешения на работу (если имеется);
  • копия гражданско-правового или трудового договора с печатью (если имеется);
  • копия ОГРН и ИНН юрлица;
  • договор аренды помещения;
  • копия приказа о назначении руководителя;
  • копия Устава организации;
  • копия паспорта руководителя с отметкой о регистрации;
  • доверенность от руководителя на уполномоченное лицо (с подписями обоих лиц) и копия паспорта уполномоченного.

Обычно уведомление о постановке на учет заполняют в отделении ФМС, но документы можно отправить и по почте. В этом случае заполняется 2 экземпляра бланка уведомления. Один из бланков 1 год хранится в почтовом отделении.

Документы (копия паспорта и миграционной карты украинца) и заполненное уведомление оператор почтового отделения посылает в местный орган ФМС почтовым отправлением (с объявленной ценностью и описью вложения). После проверки и принятия документов работник почты выдает отрывную часть уведомления со своей подписью и печатью. Вместе с «корешком» отдает квитанцию об оплате отправления и копию описи вложения.

Уведомление о трудовых отношениях

После заключения трудового договора с иностранным гражданином, работодатель обязан в течение трех рабочих дней с даты заключения трудового договора сообщить об этом в:

  • Федеральную миграционную службу (ФМС);
  • Центр занятости населения (ЦЗН).

А в течение 10 дней в Федеральную налоговую службу (ФНС) по месту регистрации организации.

При расторжении трудового договора с иностранным работником работодатель обязан в течение трех рабочих дней также уведомить ФМС и ЦЗН.

Кроме того, работодатель должен уведомить (в течение трех рабочих дней) ФМС и ЦЗН и при предоставлении отпуска иностранному гражданину длительностью более одного месяц.

Все формы этих уведомлений приводятся в приказе ФМС России от 28.06.2010 № 147.

Документы, необходимые для принятия на работу

Работодателю для принятия на работу мигранта нужны следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность (например: паспорт и его нотариально заверенный перевод);
  • миграционная карта, с отметками пограничного контроля о въезде иностранца на территорию России;
  • отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет с отметкой ФМС, гостиницы или отделения почты (если есть, если нет, то работодатель самостоятельно подает документы в отделение ФМС, об этом написаны выше);
  • трудовая книжка (если она украинского образца, то заводится новая российского образца, если советского образца, то записи можно продолжить);
  • разрешение на работу (если необходимо, об этом написано выше);
  • документы об образовании, квалификации или специальных знаниях (если для работы требуются специальные знания/ подготовка/ квалификация);
  • страховой номер индивидуального страхового счета или СНИЛС (работодатель должен самостоятельно подать документы в ПФР для постановки на персонифицированный учет каждого работника);
  • свидетельство ИНН (наличие этого документа не является обязательным);
  • справку о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования (прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). Справка выдается в территориальном органе МВД (получение такой справки необходимо только в том случае, когда законом установлены ограничения к приему на работу граждан имевших или имеющих судимость);
  • документы воинского учета не требуются, так как иностранцы не являются военнообязанными в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ).

Важно

Валютным законодательством России не предусмотрена выплата фирмой-резидентом иностранному работнику заработной платы наличными денежными средствами в рублях. Поэтому чтобы избежать нарушений перечисляйте зарплату работникам-мигрантам на пластиковые карточки.


Как подтвердить образование

Как сообщили чиновники в письме Минобрнауки России от 08.08.2014 № НТ-865/08, мигрант может подтвердить свое украинское образование следующим образом.

Если иностранное образование (квалификация) подпадают под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования (квалификации), то оно признается действительным на территории России. Это также относится и к образованию, полученному в иностранных образовательных организациях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.09.2013 № 1694-р.

Обладателям иностранного образования (квалификации), признаваемых в России, предоставляются те же академические и профессиональные права, что и обладателям соответствующего образования (квалификации), полученного в России, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

В настоящее время между Россией и Украиной действуют следующие международные договоры о взаимном признании:

  • соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15.05.1992);
  • соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26.05.2000);
  • протокол между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26.05.2000 (Киев, 28.01.2003).

В указанных международных договорах перечислены документы об образовании или квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученных в иностранном государстве.

Иностранное образование (квалификация), не попадающие под действие международных договоров, требуют прохождения процедуры признания в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования (квалификации), полученных в иностранном государстве, утвержденным приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 № 1391, согласно части 4 статьи 107 Федерального закона «Об образовании».

Оформление в штат

В остальном оформление трудовых отношений с мигрантом происходит как и с обычным гражданином России. А именно заключается трудовой договор, составляется приказ о приеме на работу, оформляется трудовая книжка, делается запись в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также оформляется личная карточка работника.

Кроме того, нового работника нужно ознакомить под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором, а также провести инструктаж по охране труда.

Нина Коршунова, редакция журнала «Практическая Бухгалтерия»


Практическая бухгалтерия

Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями - максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Упрощаем процедуру оформления на работу иностранца

Какой договор заключать с иностранным работником

Как правильно оформить прием на работу?

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA