Как сформировать декларацию соответствия условия труда по госнормативам

06.10.2014

Если компания не имеет службы охраны труда, то к организации специальной оценки условий труда руководство зачастую привлекает работников бухгалтерии. Тем более что по результатам «спецоценочного» мероприятия в инспекцию труда предстоит подать особую декларацию. Поэтому ознакомиться с письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724 бухгалтерам по крайней мере не повредит.

Провели спецоценку? Не забудьте подать «спецдекларацию»!

Если компания не имеет службы охраны труда (ст. 217 ТК РФ), то к организации специальной оценки условий труда руководство зачастую привлекает работников бухгалтерии. Тем более что по результатам «спецоценочного» мероприятия в инспекцию труда предстоит подать особую декларацию (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). К работе с декларациями бухгалтерам не привыкать. Как ее заполнить – поясняет письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724. Хотя нужно признать: чиновники справились с этой задачей не слишком успешно.

Для справки: условия труда признаются оптимальными и относятся к 1 классу, если воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия таких факторов укладываются в гигиенические нормативы, принятые в качестве безопасных для человека (п. 2 ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Выявление безопасных рабочих мест

Организация, выполнившая специальную оценку условий труда, передает работодателю Отчет о ее проведении по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Отчет должен включать (п. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ):

  • сведения об этой организации;
  • Перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • Карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах.

В отношении каждого рабочего места, на котором вредные и (или) опасные факторы не выявлены, работодатель подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (пункты 6 – 8 приложения № 1 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н). Подобные рабочие места относятся к 1 классу.

Декларация о безопасных условиях труда

Декларация заполняется исключительно по данным Отчета.

Форма и порядок подачи декларации утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н (далее – Приказ № 80н). Непосредственно из формы декларации следует, что каждая группа аналогичных безопасных рабочих мест (п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) декларируется отдельно. Хотя это все-таки предположение, поскольку на нормативном уровне порядок заполнения декларации установлен не был. Но его подтверждает формулировка пункта 5 статьи 11 Закона № 426-ФЗ.

Как уже сказано, официальных указаний по заполнению декларации не имеется. Комментируемое письмо призвано восполнить этот пробел, однако содержащиеся в нем рекомендации порождают ряд вопросов.

Вообще говоря, в отсутствие прямых предписаний заполнять декларацию можно по своему усмотрению. Главное – соблюсти форму и срок представления. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения Отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация (п. 5 приложения № 2 к приказу № 80н).

Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие утвержденной форме. Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается. При наличии указанного основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата. В таком случае декларацию следует подать повторно (пункты 7 – 9 приложения № 2 к приказу № 80н).

В частности, «втиснуть» в одну декларацию сведения о нескольких неаналогичных рабочих местах без изменения ее формы невозможно.

Содержание реквизитов формы

Рекомендации по содержанию отдельных реквизитов декларации, заполнение которых может вызвать затруднения, мы сгруппировали в таблице (см. таблицу). Согласитесь, для практического применения так удобнее.


Оформление декларации

Реквизит

Рекомендации из письма Минтруда России от 23.06.2014 № 15-1/В-724

Наши комментарии

Наименование юридического лица

Полное наименование юридического лица

Приставка “полное” применяется только к фирменному наименованию коммерческих организаций (п. 1 ст. 54, п. 3 ст. 1473 ГК РФ)

Место нахождения и место

осуществления

деятельности

Фактический адрес в соответствии с уставными документами, независимо от наличия представительств (филиалов)

Вообще говоря, местом осуществления деятельности работодателя также являются обособленные подразделения. А в них спецоценку могли производить другие организации. В итоге на разные Отчеты представляются отдельные декларации.

Но все они представляются в государственную инспекцию труда того субъекта федерации, в котором находится исполнительный орган юридического лица - работодателя.

Иными словами, указывается адрес юридического лица, содержащийся в ЕРГЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ)

Наименование должности, профес­сии или специаль­ности работника (работников), занятого (занятых) на рабочем месте (рабочих местах)


Указываются согласно Карте специальной оценки условий труда данного рабочего места


Закон № 426-ФЗ не обязывает организацию, проворящую спецоценку, составлять Карты на рабочие места, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы. Карты наличествуют, если такие факторы идентифицированы, но по результатам измерений их влияние не превышает государственные нормативы

Численность занятых работни­ков в отношении каждого рабочего места

Индивидуальный номер (номера) рабочего места (рабочих мест)

Указывается в соответствии с графой 1 Перечня рабочих мест, на которых проводилась специаль­ная оценка условий труда.

При наличии аналогичных декларируемых рабочих мест указываются их порядковые номера с добавлением прописной буквы “А” в соответствии с данными графы 4 Перечня

В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту (п. 6 приложения № 2 к Приказу № 80н).

Например: номер по графе 1 Перечня - 356; номера по графе 4 Перечня - 357А, 358А, 359А (3 аналогичных рабочих места)

Реквизиты

заключения

эксперта

организации,

проводившей

специальную

оценку условий

труда

Необходимо указать:

- фамилию и инициалы эксперта, выполнившего идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на декларируемом рабочем месте;

- дату и номер заключения указанного эксперта, на основании которого принято решение о декларировании

Минтруд России ведет реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (ст. 21 Закона № 426-ФЗ). Универсальная форма для заключения эксперта не установлена.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в Отчете о проведении спецоценки приводятся заключения эксперта (пп. 9 п. 1, п. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Если же исследования и измерения таких факторов проводились (п. 1 ст. 12 Закона № 426-ФЗ), то в Карте в отношении экспертов указываются только № реестре, ФИО и дата подписи Карты (пп. 12 п. 5 приложения № 4 к Методике, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н)


В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не были идентифицированы в принципе, в Отчете приводятся перечень таких рабочих мест и заключения экспертов (п. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ, письмо Минтруда России от 21.03.2014 № 15-1/В-298).

Обратите внимание: на такие рабочие места Карты спецоценки не составляются.

Добавим, что в комментируемом письме приведено и ненадлежащее наименование приказа № 80н. Его официальное наименование, зарегистрированное Минюстом, – «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра». Чиновники же сослались на наименование проекта. В процессе госрегистрации приказа «проектное» наименование было изменено. Возможно, при подготовке комментируемого письма чиновники использовали и неактуальный текст приказа.


Срок действия декларации

Сведения о принятых декларациях заносятся в Реестр, который размещается на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет». Они являются открытыми и общедоступными (п. 8 приложения № 3 к приказу № 80н).

Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения Отчета о проведении спецоценки. Если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении этого рабочего места действие данной декларации прекращается. При таких обстоятельствах на данном рабочем месте проводится внеплановая спецоценка условий труда. Если же указанных обстоятельств не возникает, то срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет (пункты 4 – 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Такой порядок стимулирует нас объединять в одной декларации лишь аналогичные рабочие места.

Впрочем, приказ № 80н (п. 6 приложения № 3) устанавливает еще одно основание для прекращения действия декларации. Это выявление факта недостоверности указанных в ней сведений. В таких случаях Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента выявления недостоверных сведений обеспечивает внесение в Реестр записи о прекращении действия декларации.

Штрафные санкции

По обыкновению, бухгалтеров интересуют санкции за непредставление декларации в установленный срок. В данном случае нужно ожидать применения статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Однако с 1 января 2015 года вступает в силу статья 5.27.1 данного Кодекса. Она вводит ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (ст. 211 ТК РФ). Ее применение влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – в размере от двух до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 до 80 тысяч рублей. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (п. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

Одновременно формулировка статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ изменится, и по ней наказать за нарушения в области охраны труда (раздел Х «Охрана труда» ТК РФ) будет уже нельзя. Получается, что в 2014 году санкции могут оказаться более жесткими (предупреждение не предусмотрено).

Е.Ю. Диркова, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Как организовать спецоценку условий труда

Охрана труда 2014

Что нужно знать работодателям о госконтроле за организациями, проводящими спецоценку условий труда



Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (1)

  1. Степан Леонтьевич
    31.08.2015Ответить

    В соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда (33-н) на данный момент не возможно декларирование. Измерение и оценка например на офисных местах освещенности (работа на компьютере и работа с бумагами) является в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03
    работой высокой и очень высокой точности (прецензионными) с объектом различения мене 0,5 мм. Более того необходимо оценить тяжесть трудового процесса ... итог. Если проводятся исследования, составляется протокол по выявленным факторам, то декларация вне закона. Те, те кто оформляют декларацию нарушают порядок проведения СОУТ и подлежат административной ответственности ст. 5.27.1. КОАП = 100000 руб.

    В соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда (33-н) на данный момент не возможно декларирование. Измерение и оценка например на офисных местах освещенности (работа на компьютере и работа с бумагами) является в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 работой высокой и очень высокой точности (прецензионными) с объектом различения мене 0,5 мм. Более того необходимо оценить тяжесть трудового процесса ... итог. Если проводятся исследования, составляется протокол по выявленным факторам, то декларация вне закона. Те, те кто оформляют декларацию нарушают порядок проведения СОУТ и подлежат административной ответственности ст. 5.27.1. КОАП = 100000 руб.
    Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0



Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA