О налоге с продаж от первого лица

17.09.2014 распечатать

Идею введения налога с продаж критикуют практически все. Кроме, разумеется, авторов соответствующего законопроекта из числа специалистов Минфина. Между тем их точка зрения тоже заслуживает внимания. Автор данной статьи дает детальный анализ указанного законопроекта во взаимосвязи с остальным законодательством о налогах и сборах.

Законопроект Минфина предлагает внести следующие изменения:

Во-первых, дополнить статью 14 Налогового кодекса РФ абзацем четвертым.

Во-вторых, добавить часть вторую Налогового кодекса РФ главой 30.1 «Налог с продаж». Предполагается, что налог с продаж будет региональным, и будет устанавливаться Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, а также вводится в действие в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ. Налог с продаж будет обязателен на территории соответствующего субъекта РФ.

Объект налогообложения

Суть любого налога раскрывается через объект налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

В абзаце 2 указанной статьи установлено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и с учетом положений статьи 38 Налогового кодекса РФ.

Так, объектом обложения налогом с продаж будут являться операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации физическим лицам. В данном случае мы видим сходство данного налога с НДС.


...сумма налога с продаж включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю)...


В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Необходимо заметить, что в качестве альтернативы налога с продаж Правительство РФ рассматривало возможность повышения НДС на два процента. Однако решено было не повышать уже существующие налоги, а ввести новый региональный – налог с продаж.

Обращаем внимание, что также законопроект устанавливает исчерпывающий перечень операций, которые будут освобождены от обложения налогом с продаж. Например, не будет облагаться рассматриваемым налогом реализация физическим лицам хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания по перечню, определяемому субъектом РФ; учебной и научной книжной продукции и др.

Как мы уже сказали, данный перечень будет закрытым, и не будет подлежать расширительному толкованию.

Налогоплательщики

Рассмотрим следующий элемент налога – налогоплательщиков.

На основании абзаца 1 статьи 19 Налого-вого кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Законопроект предполагает, что налогоплательщиками налога с продаж будут организации и индивидуальные предприниматели в том случае, если они будут реализовывать товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором будет установлен указанный налог.

Законопроект налога с продаж вводит порядок определения места реализации товаров (работ, услуг) в целях главы 30.1 Налогового кодекса РФ. Так, местом реализации товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ предлагается признавать место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые реализуют товары (работы, услуги).

При этом местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, реализующих товары (работы, услуги), будет считаться территория субъекта РФ в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории субъекта РФ на основе государственной регистрации, а в отношении обособленных подразделений – на основании места, указанного в учредительных документах организации.

Налоговая база

Что касается налоговой базы, то в силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ, налоговая база и порядок ее определения по региональным налогам устанавливаются данным кодексом.


...объектом обложения налогом с продаж будут являться операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации физическим лицам...


Налоговую базу по налогу с продаж законопроект предлагает определять как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога.

Как мы видим, налог с продаж будет тесно «взаимосвязан» с налогом на добавленную стоимость.

Налоговый период и ставка по налогу

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Относительно налога с продаж предлагается установить налоговый период, равный календарному месяцу.

В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Предполагается, что налоговая ставка по налогу с продаж будет устанавливаться законами субъектов РФ в размере, не превышающем трех процентов. При этом законопроект не допускает установления дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах налоговой ставки, указанной выше. Также будет наложен запрет на установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является плательщиком налога с продаж или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).

Порядок исчисления налога

Относительно порядка исчисления рассматриваемого налога предполагается установить следующее правило: сумма налога с продаж включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).

Также законопроект предлагает ввести следующее важное правило: в случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента).

Что касается даты осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, то в законопроекте ей предлагается считать наиболее раннюю из следующих дат:

  • во-первых, день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках;
  • во-вторых, день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю.

Предполагается, что положения новой главы 30.1 Налогового кодекса РФ «Налог с продаж» будут распространяться на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, УСН, ЕНВД, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН, начиная с 1 января 2016 года.

Налог с продаж имеет определенное сходство с НДС. Наверное, именно поэтому изначально в качестве альтернативы рассматривался вопрос о повышении ставки по НДС, который впоследствии был отклонен.

Советник государственной гражданской службы РФ III класса Ю.М. Лермонтов, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Неудобно читать с монитора?

Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Как вернется налог с продаж в 2015 году

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.