Учет расходов на оформление виз при направлении сотрудников в командировки

23.07.2014

На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ расходы на командировки включают в себя издержки на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов.

На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ расходы на командировки, помимо затрат на проезд к месту командировки, наем жилого помещения (включая дополнительные услуги гостиниц), аэродромных и консульских сборов, суточных, включают в себя издержки на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов.

Положения подпункта 5 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ заявляют, что датой осуществления расходов на командировки признается дата утверждения авансового отчета. Из этого следует, что расходы на командировки, в том числе на выплату суточных, на оформление виз учитываются на основании утвержденного авансового отчета и иных документов, подтверждающих направление работника в командировку (письма Минфина России от 18.07.2013 № 03-03-06/1/28117, от 29.11.2013 № 03-03-06/1/51808).

При соответствующем подтверждении наряду с консульскими сборами, оформлением и выдачей визы в состав расходов можно отнести и затраты на курьерскую доставку визы и оплату услуг СМС-оповещения (письмо ФНС России от 25.11.2011 № ЕД-4-3/19756). При этом оправдательные документы должны содержать информацию не только о размере фактически оплаченных работником сумм, но и информацию, позволяющую однозначно подтвердить наименование оплаченной операции (услуги).

Требуется основательное документальное подтверждение

Как показывает судебная практика, обстоятельное документальное обоснование произведенных командировочных затрат служит надежным аргументом в принятии этих расходов к налогообложению. Так, компания отстояла свое право на включение в расходную часть затрат, связанных с командировкой, подтвердив расходы на проезд в служебную поездку договором с партнером, занимающимся организацией деловой поездки (бронирование авиабилетов, гостиницы, оформление виз на период поездки, обеспечение медицинской страховкой на период поездки). Также фирма представила счета на оплату; платежные поручения, акты выполненных работ; акты по проданным билетам; проездные билеты; авансовые отчеты со служебными заданиями и краткими отчетами о выполнении задания; приложения к авансовым отчетам; приказы о направлении работников в командировку (постановление ФАС Поволжского округа от 11.07.2012 № А55-17726/2011).


...расходы на командировки, в том числе на выплату суточных, на оформление виз учитываются на основании утвержденного авансового отчета и иных документов, подтверждающих направление работника в командировку...


Но даже отсутствие приказа руководителя о направлении в командировку, служебного задания и отчетов работников о выполнении задания не является поводом для непризнания «командировочных» издержек для исчисления налога на прибыль. Именно такой вердикт огласили судьи в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 № 17АП-6944/2008-АК.

По их мнению, указанные документы демонстрируют производственную необходимость и целесообразность командировки.

Суть в следующем. Фирма включила в состав расходов по налогу на прибыль затраты на командировки. В обоснование выставила инспекции авансовые отчеты сотрудников, проездные документы, командировочные удостоверения.

Налоговые органы же посчитали, что компания не доказала взаимосвязь поездок с ее производственной деятельностью. И все по- тому, что работодатель не представил приказ руководителя о направлении в командировку, командировочное удостоверение с отметками дат прибытия и выбытия из пункта назначения, служебное задание для направления в командировку и отчеты сотрудников о выполнении служебного задания.

Но судьи думают иначе. Главное, что расходы на командировку подтверждены документально, потому их нельзя квалифицировать как экономически необоснованные. А сам факт направления сотрудника в командировку на основании производственного приказа уже говорит о наличии производственной необходимости и целесообразности командировки.

Е.М. Юдахина, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Оформить командировку без ошибок

Какие документы необходимо оформлять при командировках, какие расходы можно возместить, а какие – нет, какими нормативами пользоваться и как отразить командировочные расходы - в электронной книге «Командировки работников» >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Командировка: ценные советы бухгалтеру

Возмещение командировочных расходов

Подтвержденный перелет: если сотрудник сам покупает билет



Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA