Учет средств на НИОКР

20.06.2014 распечатать

Как отразить расходы и доходы в налоговом учете, какие нужно сделать бухгалтерские проводки - отвечает эксперт приложения к журналу «Практическая бухгалтерия».

Мы являемся подрядчиком и получили из бюджета денежные средства на НИОКР. Все расходы по смете отношу на 08 счет. Прибыли нет. Сейчас мы подписали акт выполненных работ. Как отразить расходы и доходы в налоговом учете, какие нужно сделать бухгалтерские проводки?

Наталья Федорова, г. Москва

Если вы получили бюджетные средства как безвозмездное целевое финансирование

Если вы получили бюджетные средства как безвозмездное целевое финансирование для проведения НИОКР, то проводки должны быть следующие:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» КРЕДИТ 86
– начислены средства целевого финансирования.


Если вы получили финансирование денежными средствами, сделайте проводку:

ДЕБЕТ 50 (51, 52) КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– средства целевого финансирования поступили в организацию.

Порядок списания средств целевого финансирования зависит от того, на какие цели эти средства выделены.


Внимание

Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.


В коммерческой организации

После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

А по мере начисления амортизации на купленные основные средства или нематериальные активы вы должны сделать запись на сумму начисленной амортизации:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91-1
– средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

В некоммерческой организации

После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер некоммерческой организации должен списать средства целевого финансирования так:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 83
– средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

В налоговом учете поступление бюджетных средств не является доходом согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса. В налоговой декларации по налогу на прибыль полученные средства и их расход нужно будет отразить в листе 07.

Если вы являетесь исполнителем по договору

Если вы являетесь исполнителем по договору на выполнение НИОКР, то деньги, полученные за эту работу из бюджета – это оплата за работу.

Обратите внимание: в этом случае для вас как коммерческой организации-подрядчика не имеет значения, что вид работ – НИОКР, ни в налоговом учете, ни в бухгалтерском учете. Так как вы не можете применять положения статей 262 «Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки» Налогового кодекса в налоговом учете, а нормы ПБУ № 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» в бухгалтерском учете (письмо Минфина России от 12.03.2013 № 03-03-06/1/7287).


Значит, полученные средства (на дату предоплаты) вам нужно отразить проводкой:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 (авансы)
– получены денежные средства для выполнения НИОКР по договору.


Использовать счет 86 в этом случае не нужно. Потому что на нем отражают целевые денежные средства государства, выделенные безвозмездно для реализации конкретных программ.

Причем произведенные вами затраты вы должны признать расходами по обычным видам деятельности и собирать на счете 20, а не на счете 08. Ведь счет 08 необходим для создания активов, которые вы как подрядчик (исполнитель) не создаете. Вы только выполняете работы по смете, а все права на использование результата выполненных работ принадлежат заказчику (п. 4 ст. 769, п. 1 ст. 772 ГК РФ).


Отразите произведенные расходы проводкой:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10, 70, 69...
– отражены затраты, связанные с выполнением НИОКР.


После выполнения работ (на дату подписания сметы и акта) делаете следующую проводку:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– отражена выручка от выполнения НИОКР;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость» КРЕДИТ 20
– отражена себестоимость выполненных НИОКР.


Выручка от выполнения НИОКР в размере договорной стоимости признается доходом от обычных видов деятельности. В конце отчетного периода определите финансовый результат. Сделайте проводку: 

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90
– получен доход по итогам НИОКР.


С полученной прибыли вам необходимо уплатить налог на прибыль. Средства, полученные из бюджета за выполнение НИОКР, от уплаты этого налога не освобождаются (гл. 25 НК РФ).

В налоговом учете прямые расходы, связанные с выполнением НИОКР, относят к текущим расходам того отчетного периода, в котором признана выручка от выполнения работ (п. 2 ст. 318 НК РФ). Косвенные расходы, осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).

В налоговой декларации отразите доходы и расходы (заполните лист 1 и лист 2 декларации). С полученного дохода (уменьшенного на величину расходов) рассчитайте и уплатите налог на прибыль.

Если вы исполнитель НИОКР, финансируемых за счет средств бюджета

Выполнение НИОКР, финансируемых за счет средств бюджета, относится к операциям, освобождаемым от обложения НДС (пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ). То есть облагать НДС сумму полученной предоплаты и выставлять счет-фактуру заказчику (госучреждению) не нужно. Однако вы также не вправе принять к вычету НДС по материалам и товарам, которые были затрачены для выполнения НИОКР. Поэтому вам следует вести раздельный учет операций облагаемых и необлагаемых НДС.

В вашем случае освобождение от НДС – это льгота, которую нужно подтвердить. Основанием для освобождения от НДС стоимости НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета, будут следующие документы: договор на выполнение работ с указанием источника финансирования или письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителя (вашей организации) о выделенных бюджетных средствах для оплаты НИОКР (письма Минфина России от 27.12.2012 № 03-07-07/139, от 11.10.2012 № 03-07-07/409, от 04.04.2012 № 03-07-07/42).

Помимо этих документов, налоговики вправе затребовать дополнительные сведения, например: техническое задание, дополнительные соглашения к договору, календарный план работ и др. (письмо УФНС России по г. Москве от 23.12.2008 № 19-11/ 119609).


Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Новый порядок учета расходов на НИОКР с 1 января 2012 года

Как правильно учесть расходы на НИОКР


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...