Все на одного: кто становится жертвой моббинга и как с этим бороться

18.06.2014 распечатать

В конкурентном мире, где рядовому сотруднику, чтобы чего-то добиться, приходится прилагать недюжинные усилия, все чаще встречается такое явление, как моббинг, нападки со стороны коллег. Что именно может стать причиной прессинга на работе, выяснила Лидия Полухина.

Моббинг [от англ. to mob – нападать, травить] – вид психологического прессинга на рабочем месте, проявляющегося в виде травли сотрудника в коллективе со стороны коллег. В случае, когда преследование принимает форму открытой агрессии, говорят о буллинге [от англ. bully – хулиган, обидчик]. Когда же гонение имеет место со стороны начальника, моббинг называют боссингом.

Истоки понятия уходят корнями в научные исследования середины XX в. В 1958 году всемирно известный ученый-зоопсихолог Конрад Лоренц назвал моббингом агрессивные нападки со стороны домашних птиц на своих сородичей. В современном же значении термин вошел в употребление благодаря шведскому психологу и ученому-медику Ханцу Лейману, впервые исследовавшему агрессивное поведение на рабочем месте, изысканиями ученый занимался в конце 1980-х годов в своей родной стране. Он назвал это явление моббингом и охарактеризовал его как «психологический террор», выделив 45 типичных вариаций такого поведения.


Вслед за Скандинавией признать существование моббинга как явления вынуждены были и другие западные страны, а потом – и Россия.


Вслед за Скандинавией признать существование моббинга как явления вынуждены были и другие западные страны, а потом – и Россия.

О том, кто чаще всего оказывается жертвой этого явления и как с этим бороться, рассказала руководитель службы персонала ООО «Студио Модерна» Елена Журавлева.


– Приходилось ли вам как начальнику кадровой службы сталкиваться с ситуацией, когда тот или иной сотрудник становился жертвой моббинга на рабочем месте?

Да, подобного рода ситуация сложилась непосредственно в моем подразделении. Однажды к нам в отдел кадров устроилась на работу молодая сотрудница, в чьи обязанности входило кадровое делопроизводство. Все началось с обычного конфликта между сотрудниками службы персонала и работником бухгалтерии. Последняя заявила, что новая сотрудница неправильно внесла данные в программу. И вместо того, чтобы проявить понимание и терпимость, предпочла незамедлительно нажаловаться финансовому директору. Когда начали выяснять причину ошибки, то обнаружилось, что сотрудница бухгалтерии изначально сделала неправильный график, а девушка из отдела кадров только его «подцепила». В результате молодую сотрудницу стала «травить» вся бухгалтерия: постоянно выискивали ошибки в ее работе и если таковые обнаруживались, сразу же доносили о них руководству. На основе этих жалоб начальство делало выговоры, в результате которых девушка лишалась премий. В конце концов, через полгода она уволилась, так как никакие переговоры и попытки разрешить затянувшийся конфликт не увенчались успехом.

Источник и последствия

– Каковы, на Ваш взгляд, основные причины возникновения моббинга, и кто чаще всего становится жертвой этого явления?

Жертвой моббинга, в первую очередь, становится слабый сотрудник, не умеющий постоять за себя и дать отпор. Также прессингу может подвергаться человек, у которого карьера быстро идет в гору, или который чем-то выгодно отличается от других: например, хорошо работает, имеет лучшие показатели, получает более высокую премию. В этом случае зависть со стороны других сотрудников и порождает моббинг. Именно гипертрофированное чувство соперничества является одной из главных причин возникновения этого явления. Зависть чаще присуща представительницам слабого пола, поэтому, на мой взгляд, и моббинг как явление чаще встречается в женских коллективах. Иногда моббинг возникает и по причине самой жертвы, когда она сознательно пренебрегает сложившимися в коллективе традициями, выделяет себя из коллектива. Очень часто давление на себе ощущают новички.


– Вы говорите об известном приеме, когда начальник устраивает новому сотруднику своеобразное «посвящение», проверяет его на прочность: заваливает работой, дает сложные поручения и т.п. Этот прием также следует считать проявлением моббинга?

Нужно рассматривать каждую ситуацию в отдельности. Иной раз у руководителя просто нет выхода, и ему приходится заваливать новичка работой, давать сложные поручения, потому что от этого зависит общий успех дела в данный конкретный момент. Если новый сотрудник справился и показал, что он может работать в таком напряженном режиме, сразу становится понятно, что его кандидатура подойдет. В противном случае ему придется уйти. А бывает и так, что режим работы в компании вполне спокойный, но руководитель специально заваливает новичка. Тогда это можно считать проявлением моббинга.


– Считается, что самым опасным последствием моббинга является то, что он может привести к неврозам и психическим заболеваниям. Что вы думаете по этому поводу?

Моббинг – это эмоциональное насилие в чистом виде. Как и любое другое проявление акта подавления личности, оно имеет последствия для физического и психического здоровья жертвы. Все зависит от эмоциональной устойчивости человека, а также от степени жестокости и продолжительности преследований. Если сотрудник, подвергшийся моббингу, эмоционально слаб, у него это может вылиться в срывы, нарушения сна, ухудшение настроения и так далее. Как сопутствующие этим неприятностям также могут возникнуть проблемы личного и семейного характера. Тяжелее всего проявления прессинга и его последствия переносят психически слабые люди: не зная, как защититься, и не умея найти выход из ситуации, они могут дойти и до самоубийства.


– Психологи выделяют два основных вида моббинга: вертикальный (со стороны начальства), который иначе еще называют «боссинг», и горизонтальный (со стороны коллег). Какой вид давления более тяжелый?

И тот и другой виды давления опасны, но все же, на мой взгляд, горизонтальный – хуже, так как боссинг зачастую проявляется в скрытой форме и в большинстве случаев выливается в увольнение сотрудника. Горизонтальный же моббинг происходит непосредственно внутри среды обитания сотрудника. Это ежедневный террор и гонение со стороны коллег.

Пути разрешения

– В случае, если речь идет о моббинге со стороны коллег, может ли и должен ли начальник вмешиваться в разрешение подобной ситуации?

Когда случается моббинг со стороны коллег, руководитель обязан помочь разрешить конфликт. Необходимо выявить его причину и начать контролировать ситуацию. Если начальник понимает, что сам не в состоянии справиться с проблемой, ему необходимо привлечь сотрудника из отдела персонала, как независимого, который будет нейтрально относиться к возникшему конфликту. Руководитель может также взять под защиту жертву моббинга – стараться поддержать сотрудника, четко обозначить свое негативное отношение к происходящему, пресекать попытки наушничества, клеветы и сплетен.


– Существуют ли какие-либо меры по борьбе с проявлением данного явления на законодательном уровне, говорится ли что-нибудь об этом в Трудовом кодексе?

На данный момент, в отличие от Евросоюза и США, в России моббинг пока не воспринимается как масштабная проблема, хотя ее наличие признается. В трудовом законодательстве это никак не отражено, хотя в Гражданском кодексе есть статья 151, и под нее как раз подпадают действия сотрудников, которые могут быть расценены как моббинг. Но на деле жертве прессинга привлечь преследователей к ответственности очень сложно, поскольку используемые потерпевшей стороной доказательства в виде получаемого стресса или иных расстройств всегда можно списать на иную причину.


Тому, кто начал ощущать на себе проявления моббинга, для начала нужно попытаться выяснить причину агрессии со стороны коллег... главное – не бездействовать и не закрывать глаза на проблему.


– Какие рекомендации вы могли бы дать человеку, чтобы ему не стать жертвой моббинга?

На мой взгляд, тому, кто начал ощущать на себе проявления моббинга, для начала нужно попытаться выяснить причину агрессии со стороны коллег, не исключено, что в ходе откровенного разговора. Если это не поможет, следует обратиться к руководителю и сотруднику отдела кадров. То есть главное – не бездействовать и не закрывать глаза на проблему. Реагируя на все так, будто ничего не происходит, человек делает хуже только себе, тогда как вынося проблему на свет, он дает понять своим преследователям, что намерен постоять за себя. Иногда уже одно это может заставить их отступить.

Лидия Полухина, для журнала «Расчет»


Работа с кадрами на предприятии

Правильно составленные документы защитят от штрафных санкций со стороны проверяющих, выведут из конфликтной ситуации с работниками. С электронной книгой «Работа с кадрами на предприятии» у вас будет в полном порядке вся документация.
Узнайте больше >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Моббинг: проблема внутри, а не снаружи

Конфликт на работе: как избежать?

Когда управленцы в ссоре: как пережить корпоративный конфликт


Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...