УСН: учет расходов на проведение рекламных мероприятий в виде праздников, акций, программ лояльности

13.03.2014

Комментарий эксперта журнала «Нормативные акты» к письму Министерства финансов РФ № 03-11-06/2/1478 от 20.01.2014 «УСН: учет расходов на проведение рекламных мероприятий в виде праздников, акций, программ лояльности»

Письмо Минфина России посвящено фирмам, применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». В нем рассмотрен учет затрат на проведение таких рекламных мероприятий, как праздники, акции, программы лояльности, а также возвращаемых покупателям денежных средств, полученных упомянутыми налогоплательщиками в виде авансов.

Учет рекламных затрат

В комментируемом письме специалисты финансового ведомства обратили внимание на то, что налогоплательщик УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы может учитывать только те затраты, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Причем данный перечень носит закрытый характер.

В подпункте 20 названного выше пункта значатся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. Причем следует помнить, что эти издержки принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций. Он изложен в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Отсюда Минфин России заключил, что к расходам на рекламу относятся затраты, указанные в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом данные издержки для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации. Ее определяют в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Важно

По мнению Минфина России в опубликованном письме, налогоплательщики УСН не могут учитывать расходы на проведение рекламных мероприятий в виде праздников, акций, программ лояльности в расчете налога, уплачиваемого в связи с применение данного спецрежима. Ведь эти издержки прямо не поименованы ни в пункте 4 статьи 264, ни в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

С таким мнением можно поспорить. Дело в том, что в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ поименованы только те расходы на рекламу, которые учитываются в базе по налогу на прибыль организаций полностью.

А в абзаце 5 данного пункта указано, что иные рекламные расходы, в том числе на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Значит, налогоплательщики УСН могут признать затраты на проведение рекламных мероприятий в виде праздников, акций, программ лояльности , но в ограниченном размере.

Отметим, что само финансовое ведомство в опубликованном письме обращает внимание на информационно-разъяснительный характер приведенных им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Они не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от изложенной трактовки.

Учет авансов, возвращенных покупателям

Согласно разъяснениям Минфина России в опубликованном письме, налогоплательщик УСН вправе при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на возвращаемые денежные средства на день их списания со счета в банке и (или) возврата из кассы.

Дело в том, что порядок учета возвращаемой налогоплательщиком полученной от покупателя (заказчика) выручки от реализации товаров (работ, услуг) главой 26.2 Налогового кодекса РФ не предусмотрен. Поэтому необходимо применять порядок, указанный в пункте 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ним в случае возврата налогоплательщиком полученных от покупателей (заказчиков) авансов на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

Аналогичные разъяснения Минфин России приводил и ранее, в частности, в письмах от 07.05.2013 № 03-11-11/15936, от 25.03.2013 № 03-11-11/114.

Таким образом, налогоплательщику УСН при возврате, например, в феврале 2014 года предоплаты, полученной от покупателя товара (работ, услуг) в 2013 году, на эту сумму нужно уменьшить базу авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за I квартал 2014 года. В Книге учета доходов и расходов возвращаемую сумму денег ему следует отразить в составе доходов (графа 4) со знаком «минус» в том квартале, когда аванс был возвращен.

Отметим, согласно письму ФНС России от 24.05.2010 № ШС-37-3/2356, возврат денежных средств должен быть подтвержден первичными документами, позволяющими определить факт, основание и размер суммы возврата.

Следует также иметь в виду, что в соответствии со статьей 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Ее учитывают в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяют в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ. Денежные суммы, возвращенные физическому лицу – покупателю продавцом товаров (работ, услуг), не являются экономической выгодой (доходом) и не подлежат обложению НДФЛ.

Комментируемый документ: Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-06/2/1478 от 20.01.2014 «УСН: учет расходов на проведение рекламных мероприятий в виде праздников, акций, программ лояльности»

Налоговый консультант А.А. Соловьев, для журнала «Нормативные акты»


Путеводитель для УСН

С этой электронной книгой вы с легкостью разберетесь во всех премудростях упрощенной системы налогообложения, грамотно составите бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Электронное издание Вы получаете сразу после оплаты на ваш email.
Узнайте об издании больше >>



Читайте также по теме:

Бухгалтерский учет: скидки и бонусы.

Бухгалтерский учет расходов на рекламу

УСН для индивидуальных предпринимателей - Минфин



Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное