Учет топлива при превышении норм расхода

04.03.2014

Комментарий эксперта журнала «Нормативные акты» к письму Министерства финансов РФ №03-03-06/1/2875 от 27.01.2014

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов. Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

Важно

Затраты на содержание служебного автотранспорта для целей расчета налога на прибыль организаций относятся к прочим расходам. Основание - подпункт 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Причем Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов.

Возник вопрос: вправе ли фирма при исчислении налога на прибыль учитывать стоимость топлива при ее превышении норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, которые приведены в Методических рекомендациях, введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р?

Эти нормы предназначены, в частности, для:

  • расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления;
  • ведения статистической и оперативной отчетности;
  • определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;
  • планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;
  • расчетов по налогообложению (п. 3 упомянутых Методических рекомендаций).

Право, а не обязанность

По мнению финансового ведомства в комментируемом документе, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

Как видим, учет упомянутых Методических рекомендаций Минфином России рассматривается как право, а не обязанность налогоплательщика. Таким образом, фирма может учитывать сверхнормативные расходы на топливо для служебного автотранспорта при исчислении налога на прибыль.

Не стоит забывать, что затраты на приобретение топлива для служебного автотранспорта для учета их в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, должны быть не только обоснованы, но и документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 и от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097.


Как было раньше

Ранее финансовое ведомство придерживалось противоположной позиции. Согласно ей, затраты на топливо и смазочные материалы необходимо учитывать в пределах норм, установленных Методическими рекомендациями. Об этом свидетельствуют письма Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15.

Кроме того, в письме от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 Минфин России рекомендовал налогоплательщикам в отношении тех автомобилей, для которых нормы расхода топлив и смазочных материалов не утверждены, руководствоваться технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Выводы о том, что при определении налога на прибыль расходы на топливо необходимо учитывать в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, содержатся в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 № Ф04-7500/2008 (16942-А27-37) по делу № А27-4577/2008.

Как видим, сейчас Минфин России придерживается иной точки зрения.

Позиция учета в целях налога на прибыль расходов на топливо и смазочные материалы в размере фактически произведенных затрат отмечается в письме УФНС по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007. В частности, в нем указано, что при налогообложении прибыли учитываются затраты организации на приобретение смазочных материалов исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива в производственных целях.

Эта позиция поддерживается судебной практикой. Так, в постановлениях ФАС Московского округа от 25.09.2007, от 28.09.2007 № КА-А41/9866-07 по делу № А41-К2-18913/05 указано, что Налоговый кодекс РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов на приобретение ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами. Аналогичной позиции придерживаются судьи ФАС Центрального округа в постановлении от 04.04.2008 по делу № А09-3658/07-29 (определением Высшего арбитражного суда от 14.08.2008 № 9586/08 отказано в передаче дела в Президиум Высшего арбитражного суда, неправильного применения норм права не установлено). При этом отмечается, что методические рекомендации носят рекомендательный характер.

Об экспертизе Распоряжения Минтранса России

Следует иметь в виду, что Минэкономразвития России провел экспертизу на распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В заключении от 20 апреля 2012 года, сделанном по итогам этого мероприятия, упомянутое ведомство отметило следующее.

В Налоговом кодексе РФ отсутствуют нормы, которые устанавливают обязанность налогоплательщиков нормировать расходы на топливо и смазочные материалы при эксплуатации автомобильного транспорта для целей расчета налога на прибыль.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива. А к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Расходы на использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов определяются в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.

Таким образом, кроме указания на экономическую оправданность расходов, Налоговый кодекс РФ не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов при использовании личного транспорта в служебных целях в соответствии с названным постановлением.

Важно

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива. А к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Кроме того, Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст. 4 НК РФ).

Минэкономразвития России в Заключении от 20 апреля 2012 года обращает внимание на то, что с 2009 года было рассмотрено 60 судебных дел в отношении применения положений распоряжения.

К числу возможных положительных эффектов от использования подхода, предполагающего нормирование затрат организаций в целях учета базы по налогу на прибыль, по мнению ведомства, может быть отнесено упрощение процедур администрирования (в том числе проверки) правильности исчисления субъектами предпринимательской деятельности расходов по налогу на прибыль.

К негативным эффектам от применения предусмотренных методическими рекомендациями нормативов для целей налогообложения может быть отнесена невозможность учета фактически понесенных расходов при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль. Это увеличивает себестоимость производимой продукции (оказываемых услуг) и, таким образом, необоснованно ухудшает положение отдельных участников рынка.

По результатам экспертизы распоряжения Минэкономразвития России считает необходимым:

  • исключить из пункта 3 распоряжения упоминание о том, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению и для ведения статистической отчетности;
  • указать на рекомендательный характер распоряжения.

Документальное подтверждение расходов

В качестве подтверждения того, что приобретенное топливо израсходовано в производственных целях, является путевой лист.

Бланк путевого листа должен быть утвержден руководителем фирмы в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты. Они перечислены в части 2 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, это:

  • наименование и дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • подписи, фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Так, в путевом листе обязательно проставляют:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

В том числе в путевом листе указывают место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, его расход, а также показания спидометра при выезде и возвращении в гараж.

На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного топлива.

При решении вопроса о документальном подтверждении расходов для определения базы по налогу на прибыль принимаются любые, даже косвенные доказательства. Содержащиеся в путевых листах сведения (пробег автомобиля, расход горючего, остатки ГСМ в баке автомобиля при выезде и возвращении) позволяют определить произведенные расходы и в совокупности с иными первичными документами, оформленными надлежащим образом, подтверждают их экономическую оправданность. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2009 № А56-4991/2009.

Важно

Стоимость израсходованного топлива, приобретенного за наличный расчет, необходимо подтвердить кассовым чеком. Если этот документ не отвечает требованиям по хранению, то его можно продублировать товарным чеком, в котором обязательно должны быть указаны цена и вида топлива.

Для признания расходов на приобретение ГСМ в период работы автотранспорта сверх нормального рабочего времени (например, в выходные дни) рекомендуется иметь:

  • документы, которые подтверждают фактический расход бензина на производственные цели;
  • оформленные в соответствии с установленными требованиями путевые листы;
  • утвержденные руководителем организации правила внутреннего распорядка, предусматривающие работу в выходные дни;
  • обеспечение точного учета сверхурочных работ, выполненных водителями.

Российская компания, занимающаяся международными перевозками грузов и имеющая филиал на территории иностранного государства, вправе в целях налогообложения прибыли учесть расходы на приобретение топлива по путевому листу, оформленному филиалом, при соблюдении следующих требований.

В первичных документах, которые составлены в соответствии с требованиями иностранного государства, обязательно должны содержаться следующие реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления;
  • личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления;
  • информация о месте следования автомобиля.

Фирма вправе представлять документы, подтверждающие расходы и оформленные в соответствии с законодательством иностранного государства, только в случае, если они связаны с получением этой организацией доходов, а документы переведены на русский язык. Ведь в соответствии со статьей 68 Конституции государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Комментируемый документ: письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/2875 от 27.01.2014 «Налог на прибыль: учет расходов на приобретение топлива для служебного автомобиля»

Актуальные нормативные акты в бесплатном приложении

Бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» поможет Вам всегда быть в курсе изменений в учете и налогообложении, не перегружая себя поиском и изучением лишних не нужных вам документов.
Узнайте больше >>


Читайте также по теме:

Нормы расходов на ГСМ для налогового учета

Служебная поездка: как заполнять путевой лист?

Учет расходов на ГСМ и топливо



Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA