О невидимой видимости недвижимой движимости

22.01.2014

Один из героев писателя Николая Лескова говорил, что он обладает как недвижимым, так и движимым имуществом. Причем к первой категории относил прикованную к постели матушку, а ко второй – избу, которую вот-вот унесет ветром. В наши дни исчисление и уплата налога на имущество – дело совсем не шутейное. От возможных казусов предостерегает заместитель начальника отдела налогообложения имущества ФНС России Ольга Хритина.

– Ольга Витальевна, Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. 202-ФЗ освободил от обложения налогом на имущество предприятий движимость, принятую в состав основных средств с 1 января 2013 года. Всплывают ли в преддверии сдачи годовой отчетности какие-либо сложности, связанные с применением данных норм?

– Действительно, теперь не относится к объектам обложения движимое имущество, принятое в состав основных средств с 1 января 2013 года. Те же, что были поставлены на учет в качестве ОС до этой даты, продолжают облагаться до полной амортизации. Вопросы возникают как раз по «пограничной» ситуации – по тем объектам, которые были приняты на учет после этой даты. Сложности порой возникают даже с определением того, что относится к недвижимому, а что – к движимому имуществу.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса, к недвижимому имуществу относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также «подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты». Все прочее относится к движимому, включая ценные бумаги. Но они не являются основными средствами. Кроме Гражданского кодекса, мы руководствуемся Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) от 26 декабря 1994 г., а также Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений (Закон № 384-ФЗ). Кстати, в очень хорошем, с моей точки зрения, письме от 4 октября 2013 г. № 03-05-05-01/ 41301 Минфин разъясняет, как именно руководствоваться этим техрегламентом.

– Большинство бухгалтеров все же далеки от «недвижимых самолетов» и кораблей. Им гораздо ближе кондиционеры, пожарная и охранная сигнализации, складское оборудование, лифты. В каком случае вышеперечисленные объекты являются движимостью, а в каком – нет?

– В регламенте сказано, что под зданием и сооружением следует понимать результат строительства, представляющий собой объемную систему, имеющую подземные или наземные части, систему инженерного обеспечения и иные объекты. На что обращаем внимание – системы инженерно-технического обеспечения входят в здание и строение. Поэтому под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства, как совокупность объектов, функционально связанных со зданием до такой степени, что их перемещение без несоразмерного ущерба невозможно. То есть система инженерного сооружения, допустим, встроенные кондиционеры или лифты, вмонтированные в здание, относятся к объекту недвижимого имущества.

В то же время все вышеперечисленное, включая пожарную сигнализацию, может являться не частью недвижимого имущества, а самостоятельными объектами. Невстроенная сигнализация считается объектом движимого имущества, и такой объект не подлежит налогообложению.

– А если организация собирается поставить забор стоимостью более 100 тыс. Фундамент – менее одного метра в глубину. Забор можно разобрать на секции, а эти секции по отдельности перенести в другое место. Можно ли такой «мобильный» забор квалифицировать как движимое имущество? Чем это регламентируется при квалификации?

– То, что можно без ущерба перенести в другое место – это критерий отнесения к движимому имуществу. Что касается фундамента, то в отношении заборов никаких критериев нет. Вот в отношении, скажем, вышек связи, критерии есть – глубина скважины для установки не более пяти метров. Так что, судя по всему, забор можно отнести к движимому.

– А если организация после 1 января 2013 года приняла на учет не совсем новое движимое имущество, ранее эксплуатировавшееся другой организацией?..

– Такое имущество, бывшее в употреблении, не является объектом обложения точно так же, как и новое.

– В соответствии с ПБУ 6/01 к объектам основных средств относится имущество, соответствующее определенным критериям и стоимость которого сформирована. Если объект, соответствующий данным критериям, был приобретен организацией до 1 января 2013 года, но стоимость его не была полностью сформирована уже после этой даты, то...

– ...то этот объект не будет подлежать налогообложению. Допустим, в декабре 2012 года компания приобрела транспортное средство «не на ходу», но еще производила затраты для того, чтобы доставить его до места назначения. А ведь эти затраты также формируют его первоначальную стоимость. И если эти затраты были произведены после 1 января, то, соответственно, стоимость объекта также сформирована позже, и в состав ОС он был переведен после 1 января.

– Легковой автомобиль куплен в декабре 2012 года, а введен в эксплуатацию 8 января 2013 года. Облагается или нет?

– Если у вас его полная стоимость была сформирована в декабре, вы должны были и на учет в качестве ОС поставить его в декабре. И тогда вы будете платить налог на него. Если же, к примеру, был куплен, но подлежал ремонту, поскольку при первоначальной стоимости невозможно было им пользоваться, то есть еще какие-то были вложения в него, тогда не облагается.

– А как быть с движимым имуществом, которое было поставлено на баланс организации после первого января 2013 года в результате реорганизации?

– Реорганизация в форме присоединения, преобразования, выделения – во всех этих случаях у нас вновь созданная организация не будет облагать это имущество, поскольку у нее на балансе оно появилось с 1 января.

– В жизни, как следует из писем наших читателей, всякое случается... Вот, допустим, в результате инвентаризации, которая была проведена после 1 января 2013 года, был обнаружен объект движимого имущества. Как поступать в этом случае?

– В федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что выявленные при реорганизации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучета подлежат регистрации в том отчетном периоде, к которому относится дата проведения инвентаризации. Проведена в 2013, отражено в 2013. Значит, облагаться налогом не будет.

– Отделимые и неотделимые улучшения арендованного имущества – не вызывают ли эти понятия у многих «легкое головокружение»?

– Ничего особенно сложного, на самом деле. Что касается отделимых, то эти улучшения учитываются у арендатора и будут подлежать обложению у него. Точнее – не будут, разумеется. Положения подпункта, о котором идет речь, на такие улучшения распространяются. По неотделимым – наоборот. Они облагаются до выбытия Выбытие – это возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений или окончание или досрочное прекращение договора аренды.

Лизинг

– И мы достаточно плавно подошли к лизингу...

– Лизинговое имущество по ПБУ 6-01 относится к основным средствам . И при этом, по правилам бухучета, подлежит отражению на балансе либо лизингодателя, либо лизингополучателя. В зависимости от условий договора. Есть письмо Минфина от 10 января 2013 г. № 03-05- 05-01/01, в соответствии с которым, если это имущество было поставлено на баланс после 1 января 2013 г., оно не облагается налогом. Тут как бы никаких вопросов нет. Вопросы возникают потом...

Как известно, у нас может быть заключено дополнительное соглашение к договору лизинга, и это имущество, которое, допустим, сегодня учитывалось на балансе лизингодателя, переводится на баланс лизингополучателя. И на такие вопросы Минфин в своих письмах, которых очень много, окончательного разъяснения не дает...

В ведомстве пишут, что, дескать, да, есть такое положение подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса, где движимое имущество, принятое на баланс после 1 января 2013 года в состав ОС, не является объектом налогообложения. В то же время порядок бухучета лизинговых операций регламентирован приказом Минфина от 17 февраля 1997 г. № 15. То есть, как бы дает понять, что нужно руководствоваться порядком бухучета и правилами главы 30 Налогового кодекса.

– А какого мнения придерживается ФНС?

– При проверках инспекторы будут выяснять, была ли получена необоснованная налоговая выгода при заключении этого дополнительного соглашения. И при определении того, что является необоснованной выгодой будут руководствоваться постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12 октября 2006 г. № 53.

В частности, о необоснованной выгоде приходиться говорить в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами.

Поясню: если организация просто заключила дополнительный договор, перевела имущество, не обосновывая это никакой экономической необходимостью, и не сможет доказать, что при этом она чем-то руководствовалась, то налоговые органы сочтут это необоснованной выгодой и доначислят налог. Какие могут быть разумные экономические причины в данном случае? Ну, допустим, раньше лизинговое имущество стояло на балансе у лизингодателя, но лизингополучатель приобрел здание, в котором было смонтировано это оборудование, купленное в лизинг на полгода. Вот и понадобилось перевести это имущество на баланс другой организации – лизингополучателя.

Новое в 2014 году

– Расскажите, пожалуйста, об изменениях, которые вступят в силу в 2014 году...

– Имеются ввиду изменения, внесенные в главу 30 Налогового кодекса Законом от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ. Причем некоторые его положения уже вступили в силу.

Итак, у нас большая часть имущества, в соответствии с главой 30 Налогового кодекса, облагается по остаточной стоимости. Налоговой базой является среднегодовая стоимость, которая определяется как сумма остаточных стоимостей на первые числа месяцев налогового периода и на 31 декабря. Складывается и делится на 13. Теперь у нас, в соответствии с Законом № 307-ФЗ, некоторые объекты недвижимого имущества могут облагаться по кадастровой стоимости. Она, конечно, значительно выше, чем остаточная... Речь идет, в частности, об организациях, у которых есть на балансе административно-деловые и торговые центры и нежилые помещения, в которых размещаются офисы торговли и общественного питания. Они будут облагаться по кадастровой стоимости в случае соблюдения нескольких условий. Основной закон принят. Каждый субъект РФ должен принять свой закон и прописать конкретный перечень таких организаций.

Если у вас есть офисное помещение, кадастровый номер у него другой, но адрес совпадает, значит у вас это помещение будет облагаться по кадастровой стоимости. Если вы на спецрежиме и не платите налог на имущество, никаких вопросов не возникнет. Если даже это имущество включено в перечень.

– Кадастровая стоимость земли должна меняться каждые пять лет. Выдается на землю кадастровый паспорт и прочие технические документы. В связи с новацией, о которой вы рассказали, не ожидается ли внеплановой «кадастровой переоценки» земельных участков?

– Ни о каком совокупном изменении кадастра речи не идет. Будут облагаться объекты имущества, которые находятся на земельных участках, а не сами участки. Допустим, одним из критериев отнесения к объектам, которые будут облагаться по кадастровой стоимости, является вид разрешенного использования земельного участка. Стоимость кадастрового земельного участка никоим образом не относится к налогу на имущество в данном случае. Там свои кадастровые номера и своя оценка. Так что «связка» с землей конечно есть, но не существенная.

– Изменения достаточно серьезные. Появится ли новая декларация по налогу на имущество организаций?

– Новая форма декларации нами уже подготовлена (Приказ от 05.11.2013 № ММВ-7-11/478). Сейчас она находится на регистрации в Минюсте. От предшественницы своей отличается не сильно. Третий лист, который раньше заполняли только иностранцы, теперь будут заполнять организации, которые будут облагать имущество по кадастровой стоимости. Добавлены некоторые строки во второй раздел. Как вы знаете, теперь вместо кодов ОКАТО коды ОКТМО. Ну, это по всем декларациям изменение прошло. За 2013 год бухгалтерам надо будет отчитываться уже по новой форме.

Налоговый учет и отчетность

В бераторе «Налоговый учет и отчетность» собрана воедино и правильно систематизирова полная и подробная информация о том, как организовать и вести налоговый учет.
Узнайте больше >>



Читайте также по теме:

Бухучет в новом 2014 году. Часть I

Как уйти от налога на движимое имущество

Инвентаризация: готовимся к годовой бухотчетности за 2013 год

Учет и амортизация лизингового имущества на практике



Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA