Учет презента для контрагента

13.01.2014

Наступили новогодние праздники, во время которых приятно обмениваться подарками. Не обходит эта «участь» и деловых партнеров. Какие презенты принято вручать? Как сделать это не противоречащим закону способом?

Сувениры с логотипом

Часто компании дарят контрагентам или постоянным клиентам какие-нибудь «символические подарки». Это может быть магнит на холодильник, ручка или блокнот. Следует помнить, что в отношении таких даров можно сэкономить НДС.

Операции по передаче в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Эту особенность следует учитывать для оптимизации налогообложения при покупке малоценных подарков и «сувенирки».

Подарки с символикой компании имеют ряд преимуществ: одаряемый не перепутает, от кого получил дар, такие вещи хорошо запоминаются, но самое главное – такие презенты можно учесть в расходах.

Траты на сувенирную продукцию с логотипом фирмы признают в качестве затрат на рекламу. Для этого предварительно нужно оформить документы, которые подтвердят, что сувениры распространялись среди неопределенного круга лиц (пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ). Такие дары можно преподнести: контрагентам, клиентам, представителям государственных органов, нотариусам или сотрудникам.

На заметку

Подарки с символикой компании имеют ряд преимуществ: одаряемый не перепутает, от кого получил дар, такие вещи хорошо запоминаются, но самое главное – такие презенты можно учесть в расходах.

Возможность учета этих расходов без учета каких-либо нормативов подтверждается и судебной практикой. Арбитры считают, что в законодательстве не установлены нормы на обеспечение работников канцтоварами, если на них размещена рекламная символика организации (постановление ФАС Московского округа от 31.01.2011 г. № А40-55061/10-99-250).

Однако в случае учета расходов на подарки в качестве рекламы есть опасность возникновения споров с ревизорами из ФНС. Важным признаком рекламы является предназначенность товара для неопределенного круга лиц, что означает отсутствие в ней указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена (Письмо ФАС России от 5 апреля 2007 года № АЦ/4624). Однако если подарки предназначены для передачи определенным организациям-партнерам или работникам, то круг получателей определен и ограничен. Но если ту же продукцию компания раздает на выставках, обучающих семинарах, выдает контрагентам в качестве рекламы, то можно доказать, что она предназначена для неограниченного круга лиц.

Данную особенность налогового учета бухгалтеры могут взять на вооружение для учета расходов.

Алкогольная продукция

Какой же Новый год обойдется без бутылки шампанского? Многие компании предпочитают дарить спиртные напитки: мужчинам – крепкие, женщинам – шипучие. В этом случае затраты списывают на официальный прием. Налоговый Кодекс не уточняет перечень затрат, которые можно отнести к таким расходам (п. 2 ст. 264). Минфин и суды также поддерживают фирмы в этом вопросе. Так, в Письме от 25 марта 2010 года № 03-03-06/1/176 финансовое ведомство разъясняет, что расходы на приобретение алкогольных напитков для официального приема могут учитываться при налогообложении прибыли в составе представительских расходов.

Однако в случае учета расходов на подарки в качестве рекламы есть опасность возникновения споров с ревизорами из ФНС. Важным признаком рекламы является предназначенность товара для неопределенного круга лиц.


Суды также поддержали коммерсантов, указав, что налоговое законодательство не детализирует перечень продуктов и напитков, которые включаются в представительские траты. Поэтому затраты фирмы на покупку спиртных напитков можно учесть в расходах (постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 г. по делу № А55-14189/2012). К аналогичному выводу пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 10 ноября 2010 года № Ф09-7088/10-С2 по делу № А60-2408/2010-С6. Суд указал, что перечень представительских расходов не является исчерпывающим, к ним могут относиться в том числе траты на приобретение алкогольных напитков.

На заметку

Таким образом, подарки в виде алкогольной продукции являются гораздо более выгодными для фирм, чем иные дары. Однако нужно учитывать, что представительские траты нормируются.

Таким образом, подарки в виде алкогольной продукции являются гораздо более выгодными для фирм, чем иные дары. Однако нужно учитывать, что представительские траты нормируемые (в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный период (п. 2 ст. 264 НК РФ)). Не стоит забывать, что потребуется документально оформить проведение официального приема, в том числе подготовить приказ и смету.

Продуктовая корзина

Чашка хорошего чая или кофе – кто откажется в рабочее время прерваться и передохнуть? Кроме этого, такие продукты могут стать и отличным подарком. Работодатели списывают стоимость напитков и сладостей в соответствии с пунктом 4 статьи 255 НК как затраты на питание работников.

Суды поддерживают организации как в части признания затрат, так и в части неначисления НДС (постановления ФАС Московского округа от 06.04.2012 г. № А40-65744/11-90-285 и Волго-Вятского округа от 19.07.2011 г. № А29-11750/2009). В указанных решениях арбитры пришли к выводу, что поскольку заявитель перечисленные расходы относил на расходы на оплату труда и принимал их в целях налогообложения прибыли, облагаемая база по НДС в данном случае отсутствует. Однако следует помнить, что если возможно персонифицировать лиц, получивших доход в натуральной форме, то в этом случае придется начислить НДФЛ.

При приобретении организацией питания (чай, кофе и т.д.) для своих сотрудников, а также при проведении корпоративных праздничных мероприятий указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, а организация должна исполнить обязанности агента, предусмотренные статьей 226 НК. Компания должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой своими работниками. Таким образом, если бухгалтер не начислит НДФЛ со стоимости продуктовых наборов, то возможны судебные споры.


Практическая бухгалтерия

Универсальный бератор, в котором собрана полная и достоверная информация о правилах учета. Исчерпывающая информация о работе фирмы от создания до распределения прибыли.
Узнайте больше >>



Читайте также по теме:


Учет расходов на питание для сотрудников и клиентов

Как учесть в расходах подарочный сертификат



Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA