Уменьшаем налоговый гнет

24.12.2013

Налоговая система в России, в отличие от многих европейских стран, зародилась совсем недавно, ввиду чего хвастать ей особо нечем. Как невозможно изобрести велосипед заново, так и в налоговой сфере мы пытаемся зачастую урвать опыт зарубежных государств. Получается пока не слишком удачно.

Просмотрим данные по бюджету РФ, прогнозируемые на 2013 г., где планируемые доходы составят 12 865,9 млрд руб, а расходы – 13 387,3 млрд руб. Не стоит забывать, что основной поток бюджетных средств составляют налоги и сборы, которые за первое полугодие 2013 г. составляют 5 432 млрд руб., что представляет собой практически половину от годового бюджета нашей страны. Таким образом, мы приходим к выводу, что наше государство живет лишь за счет своей налоговой политики и торговли ресурсами, что мы в данном случае затрагивать не станем.

Рассмотрев некоторые значения доходов нашего бюджета, можно с иронией сказать, что что-то в стране не так.

Но не будем зацикливаться на политике нашего государства и перейдем к определению системы налогового планирования, которую, если суметь правильно систематизировать подход и изучить теорию, сравнительно просто построить. Налоговое планирование – это действия налогоплательщика, основная цель которых направлена на уменьшение налогового гнета со стороны государства, используя возможности льгот, предусмотренных НК РФ.

В свою очередь следует, что налоговой политикой является система мер по обеспечению государственного бюджета наполнением от налоговых поступления и сборов, основанных на взаимоправах и обязанностях, сложенных между гражданином и его государством.

Но не будем также забывать и о дивидендной политике, которая определяется как политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, то есть распределения дивидендов между держателями акций.

Таким образом, основной темой нашей статьи будет рассмотрение налогового планирования с целью уменьшения налогового гнета для предприятия и эффективная дивидендная политика, приносящая нам прибыль.

Налоговая политика

Налоговая политика затрагивает практически единственную цель, а именно оптимизацию всех расходов, которые прямо или косвенно связаны с налоговыми отчислениями. Поэтому рождаются основные принципы, направленные на формирование грамотной налоговой политики предприятия, а именно:

  • расчет эффективности уменьшения налоговых платежей, влияющей на экономическую устойчивость предприятия;
  • планирование наиболее четких хозяйственных решений, направленных на уменьшение налогооблагаемой базы с целью уменьшения расходов в процессе хозяйственной деятельности;
  • постоянный мониторинг ресурсов ФНС на возможность изменений в налоговом законодательстве;
  • расчет и планирование сумм налоговых платежей на будущие периоды.

Таким образом, мы видим, что первое и основное правило, которое мы должны будем соблюсти, – это строгое исполнение всех норм налогового законодательства, на которое не должно влиять финансовое положение организации. Грубо говоря, мы понимаем, что существует три вида организационной деятельности, а именно: компании, которые работают «по-белому», имея небольшой доход, но уплачивая все налоги своевременно; компании, работающие «по-серому», зачастую те, которые любят поиграть со своей отчетностью и прячут 30% минимум от своего дохода; «черные» компании – они же «помойки» или «однодневки», которые создаются на подставных лиц и пропускают через себя теневой оборот «серых» компаний. Основываясь на данном знании, мы обязаны работать только «по белому», не будучи уличенными в сотрудничестве с «серыми» и «черными» предприятиями. Таким образом, мы сможем заработать себе авторитет на рынке как поставщика качественных услуг, что будет приятно нам и нашим контрагентам, которые на это смотрят в первую очередь

…«черные» компании – они же «помойки» или «однодневки», которые создаются на подставных лиц и пропускают через себя теневой оборот«серых» компаний.…

Расчет эффективности уменьшения налоговых платежей, влияющей на экономическую устойчивость предприятия, означает, что мы должны минимизировать суммы налоговых платежей, причем такую минимизацию можно достичь за счет сокращения объема поставляемых услуг или производства, но, как все мы понимаем, такой ход зачастую бывает нелогичен. Поэтому уменьшение налоговых платежей всегда должно влиять на величину роста собственных активов и капитала предприятия.

Планирование наиболее четких хозяйственных решений, направленных на уменьшение налогооблагаемой базы с целью уменьшения расходов в процессе хозяйственной деятельности, предполагает качественное воздействие на рычаги управления налоговой базы по различным видам налогов, а также использование всех допустимых прямых и косвенных льгот, предусмотренных НК РФ.

Периодически в НК РФ вносят поправки, будь то связано с письмами Минфина или решениями иных инстанций, что в любом случае имеет документальное отражение. В таких ситуациях мы обязаны мониторить ресурс ФНС, где постоянно появляются новые данные об изменении в налоговом законодательстве, что в любом случае нам поможет при попытках использования тех или иных льгот или игре на ставках того или иного налога.

Что касается последнего пункта, то он нам говорит о том, что мы должны планировать суммы капитализируемой прибыли, доходов и расходов за будущие периоды, что поможет нам с ярой футуристичностью расценивать свои возможности в будущем.

Ну и напоследок следует заметить, что вся организация должна работать как единое целое, разбивая соблюдение всех этих принципов между отдельно взятыми штатами сотрудников, как, к примеру, первые два принципа, которые полностью возлагаются на отдел бухгалтерии, так как этим сотрудникам намного проще работать в своей среде с отчетностью, где они могут соблюдать данные принципы во благо предприятия и в то же время просто не могут делать ничего иного, как, к примеру, планирование доходов и расходов, что зачастую ложится на плечи аналитического отдела. Таким образом, мы должны разграничивать заботы по четкому исполнению данных принципов между различными штатами сотрудников предприятия.

Дивидендная политика

При акцентировании внимания на дивидендной политике стоит знать, что она зачастую направлена на получение и распределение прибыли в акционерных обществах, хотя если не мудрствовать лукаво, то такую политику можно использовать в любой организационно-правовой деятельности. Но так как, исходя из рассмотрения данного вида политики в рамках акционерного общества является самой основной и сложной процедурой, то на ней и акцентируют внимание как на сложнейшем примере. Рассматривая же данный термин в более широком понятии, стоит заметить, что «он» направлен на формирование доли прибыли, которая причитается собственнику предприятия, пропорциональной его вкладу в общую величину собственного капитала предприятия.

Стоит затронуть и саму цель дивидендной политики, которая заключается в установлении нужной пропорции, связывающей текущую прибыль собственника с ее будущим значением, что так влияет на рост рыночной стоимости предприятия, которая потребуется для его стратегического развития в будущем.

…такую минимизацию можно достичь за счет сокращения объема поставляемых услуг или производства, но, как все мы понимаем, такой ход зачастую бывает нелогичен...


Приходим к выводу, что данная политика является одной из основных, чье направление характеризуется максимизацией роста благосостояния собственников предприятия. То есть происходит формирование выплат в виде дивидендов, дохода на капитал, пропорционально их вложениям в уставный капитал, что обеспечивает рост капитала. Так же заметим, что учредители или же собственники вправе в любой момент воспользоваться данной возможностью по изъятию дивидендов на личные нужды.

В свою очередь, осуществление распределения прибыли происходит на основании проработанной схемы, связанной с внутренней политикой предприятия, которая заключается в общей стратегии развития предприятия, направленной на обеспечение повышения ее рыночной стоимости с целью увеличения объема инвестиционных ресурсов, ввиду чего возрастает материальный интерес собственников предприятия и ее сотрудников.

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:

  • факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия;
  • факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников;
  • факторы, связанные с объективными ограничениями;
  • прочие факторы.

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.

Способы минимизации налоговых расходов

Как мы уже ранее решили, основной задачей налогового планирования является уменьшение налогового гнета путем использования льгот, предусмотренных в НК РФ, с целью увеличения прибыли на предприятии. К тому же, если говорить более общённо, то при планировании мы стараемся оптимизировать налоговые платежи и минимизировать потери на каких-то конкретных налогах или их совокупностях, что приводит к увеличению объема оборотных средств и, как факт, влечет за собой конкурентоспособность на рынке. Зная такие нюансы, стоит акцентировать внимание на каждом договоре, так как уже в зачатках отношений с контрагентами нам стоит просчитывать возможности экономии на налоговых платежах.

Каждый налогоплательщик имеет право на использование тех или иных законных средств для обеспечения максимального сокращения своих налоговых обязательств. Таким образом, мы приходим к выводу, что налоговое планирование представляет собой один из основных факторов в работе и составлении финансового плана предприятия, так как направлен на минимизацию расходов с целью увеличения прибыли.

Планирование принесет больший эффект лишь в том случае, если будет индивидуально ориентировано на каждую процедуру вашей хозяйственной деятельности.

Существуют основные принципы, основанные на целесообразности налогового планирования:

  • соблюдение всех правовых норм законодательства при использовании налогового планирования;
  • уменьшение общего числа налоговых обязательств с учетом применения планирования;
  • возможность использования решений, предлагаемых законодательством, предполагаемых под ту или иную деятельность, с целью увеличения экономии на налогах в большем размере, чем сами затраты от их применения;
  • создание нескольких вариантов планирования, чтобы была возможность выбрать самый эффективный способ экономии, ориентированный на конкретный вид деятельности;
  • мониторинг изменений в действующем законодательстве с целью внесения корректировок;
  • логичность и эффективность созданного плана как в совокупности, так и по отдельности относительно всех сегментов предприятия.

Таким образом, нам изначально стоит уточнить весь перечень налогов, которые нам нужно уплачивать в бюджет, данные по этим налогам, а именно: ставки, размеры, распределение в бюджетной сфере и льготы. После чего стоит провести анализ относительно ваших договорных отношений с контрагентами и наличие различных хозяйственных ситуаций на случай невозможности применения тех или иных льгот.

Стоит заметить, что государство предполагает большое количество льгот, ориентированных на различные налоги, да и по уровню процентных ставок мы далеко не впереди планеты всей. Поэтому в Российской Федерации всегда можно найти на чем сэкономить в рамках законодательства. Ввиду чего есть особые рычаги и инструменты, на которые стоит обратить внимание:

  • самое важное – это налоговые льготы, которые играют первоочередную роль;
  • существование специальных налоговых режимов, которые, на мой взгляд, более ориентированы на малый бизнес и ИП, но и для организаций тут есть свои плюсы;
  • наличие зон льготного налогообложения на территории нашей страны или за рубежом. Также стоит сюда отнести возможность двусторонних договоров или соглашения с иными странами об отсутствии двойного налогообложения, что, кстати, можно проследить на сайте Минфина.

…цель дивидендной политики, которая заключается в установлении нужной пропорции, связывающей текущую прибыль собственника с ее будущим значением…


Во время подготовки налогового планирования стоит проанализировать все принципы признания расходов для целей налогообложения, основываясь на основных нормах, представленных в НК РФ, как, к примеру: согласно статье 252 НК РФ расходы – это обоснованные и документально подтвержденные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом уточняется, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Стоит учесть, что под экономически оправданными расходами на основании законодательства принято понимать затраты, которые обусловлены целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Таким образом, становится ясно, что налогоплательщики обязаны доказывать обоснованность своих расходов и всего их количества, если такие расходы направлены на уменьшение налогооблагаемой базы. Но не стоит забывать, что налоговый орган всегда в силе пересчитать цену сделки для целей налогообложения как в сторону повышения, так и понижения, что конкретно прописано в статье 40 НК РФ, ввиду чего разумность при определении этих цен, видимо, будет означать их приближение к так называемым рыночным ценам, четко определенным в пункте 9 статьи 40 НК РФ.

Из целесообразности стоит указать, что расходы должны удовлетворять следующим требованиям:

  • обусловлены получением доходов;
  • документально подтверждены;
  • удовлетворять принципу рациональности;
  • обусловлены обычаями делового оборота.

Что касаемо принципа делового оборота, то он имеет широкое распространение в практике коммерческих взаимоотношений и не нуждается в документальном подтверждении, но в то же время налогоплательщику необходимо руководствоваться статьей 5 ГК РФ, в которой под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Но при этом необходимо иметь в виду, что если обычаи делового оборота противоречат положениям действующего законодательства или договорам, то они не применяются.

Каждый решает сам, какую методологию налогообложения ему эффективней применять в рамках своего предприятия, однако, должно быть четкое представление о возможности использования преимуществ той или иной системы применительно к конкретной деятельности.

Плюсы и минусы упрощенной системы налогообложения различны. Так, например, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют возможность вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что само по себе является существенным преимуществом. При применении упрощенной системы налогообложения единый налог рассчитывается несложно. Кроме того, «упрощенцы» освобождены от целого ряда налогов – это и налог на прибыль, и НДС, и страховые взносы.

…каждый налогоплательщик имеет право на использование тех или иных законных средств для обеспечения максимального сокращения своих налоговых обязательств...


В этой связи необходимо одновременно иметь в виду, что с 2011 г. «упрощенка» не освобождает никого от таких обязательных платежей, как страховые взносы в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды. Эти же платежи обязательны и при уплате налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Транспортный налог при наличии объекта налогообложения, разумеется, обязателен для всех.

«Упрощенка» позволяет организациям и ИП уплачивать один налог вместо четырех – единый налог. При применении УСН организации не уплачивают НДС, налог на прибыль, единый социальный налог и налог на имущество, а ИП, применяющие «упрощенку», не уплачивают НДС, налог на доходы физических лиц с доходов предпринимателя, единый социальный налог и налог на имущество.

Для перехода на УСН достаточно написать соответствующее заявление в налоговый орган. Уплачивать единый налог при «упрощенке» можно двумя способами:

  • со всего полученного дохода, то есть с выручки – по ставке в размере 6%;
  • с дохода, уменьшенного на расходы (с прибыли) – по ставке в размере 15%

Для применения УСН существует ряд ограничений. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на эту систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса, не превысили 45 млн руб. При этом налогоплательщик принудительно теряет право работать на «упрощенке», если за год он заработал более 60 млн руб. доходов.

Кроме того, организации и предприниматели не должны заниматься следующими видами деятельности:

  • банковской, страховой, негосударственным пенси-онным обеспечением, игорным бизнесом;
  • производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых.

Организация не вправе применять «упрощенку», если она имеет филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Кроме того, доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации, предполагающей переход на УСН, не должна превышать 25%. Об этом говорится в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.

И еще один момент. Для перехода на УСН количество работающих в организации или у индивидуального предпринимателя не должно превышать 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Что касается применения ЕНВД, то здесь также есть свои плюсы и минусы, а также ограничения по применению данного спецрежима. Так, применять «вмененку» могут только организации и предприниматели, занимающиеся определенными видами деятельности. Да и то, если такое разрешение дали местные власти. Виды деятельности перечислены в статье 346.26 НК РФ. К ним, в частности, относятся бытовые услуги, услуги по ремонту и техобслуживанию автомобилей, автотранспортные услуги, розничная торговля и т. д.

Денис Федотов, FMC Media, для журнала «Консультант»

Экономим на налогах

У вас есть законное право экономить на налогах! Воспользуйтесь им! Наш бератор расскажет обо всех законных и незаконных, известных и неизвестных способах минимизации налоговых платежей.
Узнайте больше >>



Читайте также по теме:

10 самых распространенных налоговых правонарушений

Способы ухода от налогов, систематизированные ФНС России в пять схем

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное