Добиваемся выгодных условий кредитования: возможности кредитных рейтингов

23.12.2013 распечатать

Получение корпоративным заемщиком кредитного рейтинга позволяет улучшить условия кредитования в банке. Один рейтинг можно применять для работы со всеми банками.

Российским банкам не хватает качественных заемщиков. В основном это связано с тем, что большинство хороших заемщиков переманили госбанки, а также с ухудшением финансового состояния компаний вследствие экономического кризиса. В глазах банка идеальный корпоративный заемщик – это компания с высоким уровнем финансового состояния, положительной кредитной историей, ценным залогом и аудиторским заключением без оговорок. С 2012 года важным признаком качественного заемщика стало наличие у компании кредитного рейтинга: за последние два года из модного маркетингового инструмента кредитный рейтинг превратился для корпоративных клиентов банков в реальный инструмент улучшения условий кредитования.

Банки ценят рейтинги

Использовать рейтинг для получения кредита стало возможным благодаря ужесточению ряда требований к кредитным организациям со стороны Банка России (Инструкции 139-И и Положения 254-П), направленных на снижение рисков банковской системы РФ


Инструкции №139-И

Инструкции №139-И «Об обязательных нормативах банков» направлена на регулирование рисков банковской деятельности. В ней установлен порядок расчета и значения банковских нормативов. Изменения коснулись расчета норматива достаточности капитала(Н1; минимальное значение10%). Теперь операции с повышенным коэффициентом риска при расчете показателя учитываются более строго, что занижает достаточность капитала банка. В Положении № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» отражены критерии отнесения ссуды к той или иной категории качества и размер расчетного резерва под них. После вступления в силу изменений часть заемщиков переквалифицировались в третью категорию качества, что заставило кредитные организации увеличить резервы на возможные потери.

Однако регулятор оставил банкам возможность смягчить новые жесткие требования: послабления распространяются на кредиты, выданные компаниям с высокими кредитными рейтингами. Таким образом, новый порядок регулирования, закрепленный в документах ЦБ, создал для банков такие условия, когда стало гораздо прибыльнее кредитовать заемщиков, надежность которых подтверждена рейтингами.

Регулятор установил, что избежать действия изменений можно путем получения заемщиком кредитного рейтинга не ниже определенного уровня. Совет директоров Банка России определяет минимальный уровень рейтинга, позволяющий применять послабления. На текущий момент для американских рейтинговых агентств – это рейтинг «В» и выше («Moody’s Investors Service» – «В2») для российских рейтинговых агентств – уровень рейтинга, сопоставимый с уровнем иностранных коллег (например, для «Эксперт РА» – это А или выше).

Кредитный рейтинг – это инструмент, выгодный как для заемщика, так и для банка. Первый за счет рейтинга может добиться выгодных условий кредитования (по объему кредита, процентной ставке, срокам). Стоит отметить, что достаточно компании один раз получить рейтинг, и она в течение года вправе использовать его при взаимодействии с неограниченным количеством банков. Второй может использовать кредитный рейтинг заемщика не только для отчета перед регулятором, но и как дополнительный анализ надежности компании.

График 1. Количество кредитных рейтингов растет:
Количество заемщиков с рейтингом

Большую потребность в заемщиках с рейтингом испытывают банки с пороговым значением достаточности капитала (10%) и низким качеством кредитного портфеля. Обычно банки прописывают требование к наличию рейтинга кредитоспособности заемщика в кредитном договоре. Также в договоре может быть зафиксировано то, что условия кредита будут пересмотрены, если компания получит рейтинг. Бывают случаи, когда банк включает в кредитный договор штрафные санкции за каждый день обслуживания кредита компанией без рейтинга, стимулируя ее подтвердить свою надежность оценкой рейтингового агентства.

Для банков с высоким уровнем Н1 и таким же качеством кредитного портфеля наличие кредитного рейтинга у заемщика, как правило, не является необходимым условием для получения кредита. Тем не менее, рейтинг может способствовать льготным условиям кредитования и в этом случае.

Заемщики выбирают российское

За последние 2 года востребованность кредитных рейтингов у компаний резко выросла. Так, на 31.12.2011 на российском рынке было присвоен 191, а на 31.10.2013 уже 531 рейтинг. В основном этот рост был связан со спросом со стороны банковских заемщиков.

Как правило, компании обращаются в российские рейтинговые агентства. Они работают оперативнее, лучше учитывают специфику внутригрупповых отношений и неформальных связей, и стоимость их услуг дешевле. Так, их доля по итогам 2011 года составляла 31%, на 31 октября 2013 доля увеличилась до 64%.

Корпоративные заемщики редко владеют информацией о рейтингах и способах их получения. Как правило, взаимодействие организовывает банк (Схема 1). В этом случае банк принимает активное участие в процессе рейтингового анализа: собирает и передает агентству все необходимые документы, участвует в рейтинговом интервью и т. д. Бывает даже так, что рейтинговое интервью проходит с представителями банка, а не рейтингуемой компании. Стоит отметить, что пакет данных, которые запрашивает рейтинговые агентства схож, с тем, что запрашивает банк при рассмотрении заявки на выдачу кредита.

Схема 1. Заемщик получает рейтинг при участии банка:
Схема 1
Схема 2. Заемщик самостоятельно получает рейтинг:
Схема 2
Схема 3. Этапы получения рейтинга:
schema_3.jpg

Однако в последнее время стали нередки случаи, когда компания самостоятельно решает получить рейтинг и взаимодействует с рейтинговым агентством (Схема 2).

Как получить рейтинг

Компания-заемщик решила получить рейтинг. Если компания делает это самостоятельно, либо банк, который требует от нее наличие рейтинга, не настаивает на конкретном рейтинговом агентстве, то ей следует учесть, что «легитимны» рейтинги только тех агентств, которые аккредитованы Министерством Финансов РФ. Кроме того, иностранные рейтинговые агентства работают только с отчетностью по МСФО, а российские также могут работать и с РСБУ. Список документов, которые нужны для рейтингового анализа, по большому счету, у всех одинаковый. Это, как правило, бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение и анкета по форме агентства.

В целом общий подход к анализу у рейтинговых агентств схож, но есть небольшие различия, которые отражаются в содержании рейтинговой анкеты. Агентство готово учитывать дополнительную поддержку со стороны собственника компании, но для этого необходимо понимать, кто стоит за компанией и источники, за счет которых поддержка может быть оказана.

Рейтинговое агентство анализирует присланные данные согласно своей методике. После этого проводит рейтинговое интервью (встреча аналитиков агентства с руководством компании), на котором обсуждаются ключевые направления развития компании, источники финансирования развития компании.

График 2. Заемщики предпочитают российские рейтинговые агентства:
График 2. Заемщики предпочитают российские рейтинговые агентства

Решение по уровню рейтинга принимается коллегиально на рейтинговом комитете, на котором присутствуют уполномоченные сотрудники агентства. Все агентства применяют такую практику. Это позволяет минимизировать, с одной стороны, субъективизм аналитика и, с другой стороны, возможность воздействовать на решение через влияние на аналитика.

По итогам анализа компании получают рейтинговый отчет с обоснованием рейтинга. В случае если заемщика не устраивает решение комитета, он может подать аргументированную апелляцию, и компания будет рассмотрена повторно. Если же разногласий нет, то на сайте агентства публикуется прессрелиз, который проходит процедуру согласования с компанией, после чего рейтинг начинает действовать. Если разногласия все же остались, то по желанию заемщика рейтинг может быть непубличным. При этом в любой момент в течение года по просьбе заемщика рейтинг можно придать огласке. Срок присвоения рейтинга, как правило, составляет от 2 недель до 1 месяца

Анализ компании проводится на основе отчетности за прошедший период, поэтому для корректировки оценки агентство интересуют планы компании на будущее. Для проверки того, следует ли заемщик планам или нет, рейтинговое агентство в течение года мониторит деятельность компании. В рамках мониторингов компания предоставляет промежуточную отчетность, также агентство проверяет соответствие фактических результатов заявленным в бизнес-планах. В случае значительных отклонений от планов или изменения финансового состояния компании рейтинг может быть пересмотрен, в зависимости от изменений, в сторону улучшения или ухудшения. Этот вопрос решает рейтинговый комитет.

Доверие избавляет от недопонимания

Для получения корректного рейтинга желательно, чтобы компания-заемщик предоставляла всю необходимую информацию в полном объеме и максимально подробно отвечала на вопросы рейтингового агентства. Поверхностные ответы могут привести к неполному пониманию, что, возможно, негативно повлияет на уровень рейтинга.

Агентства тщательно следят за конфиденциальностью. В рейтинговом договоре есть пункт о конфиденциальности полученных данных, в случае нарушения которого агентство получит сильный удар по самому ценному своему активу – репутации. Некоторые агентства проходят сертификацию на соответствие стандартам ISO, что говорит об эффективной организации их внутренних процессов и снижает степень утечки конфиденциальной информации. После завершения работ по рейтингу заемщик получает бухгалтерские документы, заключение о присвоении рейтинга, отчет и пресс-релиз. Последние два проходят процедуру согласования. В свет выходит только релиз, а отчет – собственность компании, которая сама решает, показывать его или нет.

Рейтинг является важным инструментом, позволяющим получить от банка кредит на более выгодных условиях, но для того, чтобы он действительно помог, компании-заемщику следует быть максимально открытой при взаимодействии с рейтинговым агентством.

Анатолий Назарук,эксперт отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов «Эксперт РА», для журнала «Консультант»

Аналитические статьи по корпоративным финансам

Данная статья вышла в журнале «Консультант» (№ 23).
«Консультант» собрал топ-менеджеров ведущих российских компаний, готовых поделиться бесценным опытом решения актуальных и фундаментальных корпоративных задач, воспользовавшись которым вы сможете выйти на новый профессиональный уровень.
Подпишитесь сейчас >>



Читайте также по теме:

Как получить кредит от банка (инструкция)

Как провести аудит бухгалтерской отчетности

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...