И швец, и жнец: как главному бухгалтеру организовать работу отдела

10.12.2013

Может ли главный бухгалтер организовать работу службы учета так, чтобы она работала на все 120%? Или главбуху всегда придется тащить на себе весь отдел, бесконечно исправляя как ошибки подчиненных, так и просчеты руководства? Ответить на эти риторические вопросы можно, лишь опираясь на свой личный опыт.

Самообразование никогда не мешает работе главбуха. Речь не только о доскональном знании Налогового кодекса и поддержании себя в информационной форме, но и о работе учетного отдела организации, чтобы трудиться в нем было спокойно, чтобы каждый занимался своим делом и не было бессонных ночей и регулярных переработок. Такой опыт, пожалуй, можно получить только на практике. О нем я и расскажу.

Итак. Как-то я работал в одной компании. В моем подчинении были: специалист учета по заработной плате, кассир и бухгалтер на банк-клиент и первичную приходно-расходную документацию. Наш отдел не оформлял товарные накладные – весь учет продукции вело соответствующее подразделение, которое также производило списание, проводило инвентаризации, выявляло пересортицу. Бухгалтерия и без этого была загружена на максимум, но мы никогда не делали бесполезной работы труда. Со временем я определил основные принципы взаимодействия с подчиненными, которыми и хочу поделиться с вами.

Делу – время

Каждый сотрудник должен знать свои обязанности. Главному бухгалтеру не нужно каждый день давать установку на работу – он может дать указание, например, бухгалтеру на клиент-банке: кому и сколько уплатить, приложив счета на оплату, если они есть. Проверка реквизитов, курсов валюты, если размер оплаты зафиксирован в условных единицах, сверка реквизитов уплаты налогов, КБК – это работа подчиненного.

В идеале присутствие руководителя службы на работе не должно быть обязательным при четкой постановке задачи. В моей практике каждый работник знал, что ему делать уже через час после начала рабочего дня. До этого времени специалисты выполняли текущие обязанности вроде проверки наличности или проведения накладных.

Основная ошибка

Результат – это качественная, бесперебойная работа отдела. В первую очередь имеется в виду отсутствие нареканий со стороны пользователей, например сотрудников, которым неправильно посчитали зарплату. Многие главбухи добиваются этого, перепроверяя все данные за своими подчиненными – в этом и ошибка.

Делать этого не нужно. Ищите способы минимального контроля. Например, как можно проверить работу бухгалтера по заработной плате? По-хорошему, нужно взять составленные графики учета рабочего времени и проверить ФОТ: плановый и фактический. Если есть расхождения между планом и фактом, проверить, правильно ли разнесена недостача между работниками и даже проверить формулы в таблицах.

Полная взаимозаменяемость

Блочность – это такое состояние дел, при котором можно легко заменить одного сотрудника другим за два часа без монотонной передачи дел, выяснения, что осталось не сделанным, поиском недостающей «первички» и так далее.

У сотрудника не должно быть кипы неразобранных кассовых лент, которые громоздятся, похоронив под собой клавиатуру. Если такое происходит, значит, нагрузка не соответствует возможностям работника, или наоборот. А значит, не надо доводить ситуацию до крайности – искать решение проблемы следует гораздо раньше.

Главный бухгалтер обязан знать все участки ведения учета досконально. Это нужно прежде всего для того, чтобы грамотно поставить задачу и уметь проверить результаты работы. Плюс он должен уметь объяснить любому новому специалисту отдела его объем занятости. Никакой передачи дела от кассира к кассиру быть не должно, иначе ошибок не избежать.


Не забывайте и о взаимозаменяемости. На период отпусков специалисты должны уметь заменять друг друга в своих основных функциях. Не главный бухгалтер должен работать за ушедшего на заслуженный отдых работника. Как этого добиться? Во-первых, механическую работу отсутствующего может выполнять человек, которого легко поставить и также легко снять с участка, когда придет основной специалист. Замещать кассира главбухом, если выполнение его обязанностей занимает более двух часов рабочего времени в день, равноценно забиванию гвоздей микроскопом.

Во-вторых, главный бухгалтер обязан знать все участки ведения учета досконально. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы грамотно поставить задачу и уметь проверить результаты работы. Плюс он должен уметь объяснить любому новому специалисту отдела его объем занятости. Никакой передачи дела от кассира к кассиру быть не должно, иначе ошибок не избежать.

Вот небольшая история из жизни. Так сложилось, что в какой-то момент я полностью выполнял работу бухгалтера по заработной плате, заменял кассира и второго бухгалтера, когда те отдыхали по одному летнему месяцу. Особенно тяжело пришлось с обязанностями кассира – они отнимали у меня 4 часа в день. Как результат: я работал месяц по графику с 10 до 23 часов.

Один за всех

Теперь поговорим о бухучете. К сожалению, не все генеральные директора понимают, что на составление качественной бухгалтерской отчетности нужно потратить немало времени. Переводя свой бизнес на УСН, они искренне считают, что облегчают работу своему главбуху и у него остается много времени на выполнение текущих обязанностей.

Это совсем не так, и далеко не каждый специалист может с первого раза правильно заполнить годовую декларацию по УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы». Ведь кроме этого, учетчику придется разбирать хвосты по отчетности предшественников. На это нужно время, которого, как обычно, нет.

Перед тем как устраиваться на новое место работы, изучите папку с налоговой отчетностью за последние три года. При этом стоит обратить внимание, кто подписывал документы. Ваша задача – узнать, как часто меняется главбух на предприятии.


Таким образом, на предприятии, где есть постоянный большой объем текущей работы с документами и людьми, один и тот же главбух физически не сможет правильно сформировать бухгалтерскую отчетность.

Для составления и предоставления официальной итоговой документации, также для сверок с налоговой должен быть отдельный человек в штате компании. Особенно это важно, когда на фирме действует несколько юридических лиц и ИП с разными системами налогообложения. Можно назвать эту должность, например, главный бухгалтер по отчетности. Этот сотрудник может работать за небольшую заработную плату или неполный день, но такой человек обязательно должен быть.

Неудобные вопросы

Еще один полезный совет. Не стоит гнаться за громким именем компании. Ведь там работал кто-то до вас? Но почему-то ни оклад, ни имя фирмы не устроили этого человека и он ушел. Попробуйте разобраться. Внимательно ознакомьтесь с хронологией работы своих предшественников. Частая смена главбухов говорит совсем не о том, что все они не справлялись со своими обязанностями. Дело может быть в неоправданно высоком объеме обязанностей, которые квалифицированный главный бухгалтер просто не может брать на себя, понимая, что хорошо он эту работу не сделает. Не стесняйтесь задавать неудобные вопросы и предшественнику, и работодателю – ваша застенчивость может дорого обойтись в дальнейшем и вам, и бизнесу.

Что еще можно сделать? Например, изучить папку с налоговой отчетностью за последние три года. При этом стоит обратить внимание, кто подписывал документы.

Возьмите несколько дней, чтобы посмотреть, как работает бухгалтерия со старым главбухом. Если охота к перемене мест овладела не только им, то готовьтесь освоить быстро сразу несколько теоретически знакомых вам участков вроде ведения учета ТМЦ или работы кассира. Правда, возможно, что в такой ситуации речь идет не о «подводных камнях», а о слаженной работе команды.

Дмитрий Васильев, главный бухгалтер, для журнала «Московский бухгалтер»

Работа всех участков бухгалтерии

В универсальной энциклопедии «Практическая бухгалтерия» собрана полная и достоверная информация о правилах учета и налогообложения. Исчерпывающая информация о работе фирмы от создания до распределения прибыли.
Узнайте больше >>



Читайте также по теме:

Если в компании отсутствует должность главбуха

Как выжить главбуху на новом месте работы

За что могут уволить главного бухгалтера

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное