Варианты исхода налоговой проверки, или что следует за составлением акта

28.10.2013 распечатать

Контроль со стороны ИФНС не ограничивается проведением налоговых проверок. Тем не менее, именно по этому виду «ревизий» чаще всего возникают вопросы. В этой статье мы постарались подробно рассмотреть, чем именно могут закончится налоговые проверки как для инспекторов, так и для налогоплательщиков.

Следует различать два условно выделенных направления контрольной работы налоговых органов. Первое - это дела о выявленных в ходе камеральной или выездной проверки налоговых правонарушениях - налоговые проверки. Решения по таким проверкам принимаются в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса РФ, обжалуются – 101.2 Налогового кодекса РФ.

Второе – это все остальные мероприятия контроля, которые осуществляет налоговая служба (проверка соблюдения порядка постановки на учет в налоговом органе, срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, порядка регистрации объектов игорного бизнеса и пр.). Эти проверки рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговиков. Но еще прежде, чем будет принято какое-либо решение по результатам проверки, налогоплательщик имеет шанс доказать свою правоту.

Остановимся более подробно на налоговых проверках.

Итак, проверка закончилась

По факту окончания проверки главное для налогового инспектора правильно и своевременно оформить результаты проверки. А для налогоплательщика – воспользоваться своими правами на урегулирование разногласий с налоговиками, если он не согласен с выводами проверяющих или применяемыми санкциями.

Восстановим вкратце, как заканчиваются проверки. Если это выездная налоговая проверка, то инспектор в последний день ее проведения составит небольшую справку, в которой отразит проверенные периоды и существо проверки. Затем в течение двух месяцев инспектор будет оформлять подробный акт. Для участников консолидированной группы срок продлен до трех месяцев.

Если проверка камеральная, то в этом случае справка не составляется, акт будет написан в течение десяти дней после окончания проверки. И то, только если выявлены налоговые нарушений.

ВАЖНО

Если налогоплательщик не представлял письменные возражения по акту проверки, он может сделать это на стадии рассмотрения материалов проверки.

Еще пять дней дается для вручения акта лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю. Для участников консолидированной группы срок продлен до десяти дней.

И вот наконец ход за налогоплательщиком.

Подаем возражения

Налогоплательщик имеет право в течение пятнадцати дней со дня получения акта представить в налоговый орган, который проводил у него проверку, письменные возражения. Возражения могут быть поданы как по акту в целом, так и по его отдельным положениям. Для участников консолидированной группы срок продлен до тридцати дней.

Обратите внимание, что возражения - это первый шаг налогоплательщика доказать свою правоту. Здесь можно привести свои доводы, аргументы, а также предъявить подтверждающие материалы и документы, дать пояснения – все, что может «спасти» ситуацию. Ведь, в ходе проверки налоговики не делились своими секретами, а сделанные ими выводы субъективны. Возможно, они не учли особые обстоятельства или не удосужились запросить дополнительные первичные документы. Очень часто налогоплательщики заявляют ходатайство об оценке и применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

В любом случае, по истечении этих пятнадцати дней, налоговая служба начнет принимать окончательное решение по результатам проверки, в котором уже четко будет указано, есть или нет нарушение налогового законодательства, если есть – какое и в каком размере.

Вынесение заключения начинается с рассмотрения материалов проверки. Рассматривается как сам акт проверяющего инспектора, так и представленные проверяемым лицом письменные возражения.

Вынесение заключения начинается с рассмотрения материалов проверки. Рассматривается как сам акт проверяющего инспектора, так и представленные проверяемым лицом письменные возражения.

Решение принимается в течение десяти дней с момента истечения пятнадцатидневного срока, предоставленного налогоплательщику для возражений. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Проверенное лицо, в том числе ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, извещается о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. И он лично или через своего представителя может участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки. При этом, разрешено знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

ОСОБЫЕ ПРАВИЛА

Не путайте возражения и обжалование – это разные способы защиты налогоплательщиком своих интересов. И производиться они должны на различных стадиях налогового контроля.

Порядок представления возражений закреплен в статье 100 (пункт 6) и статье 101 (пункт 4) Налогового кодекса РФ.

Итак, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено одно из двух решений:

  1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Чем отличаются эти решения? В первую очередь, санкциями. В решении о привлечении обязательно будут указаны суммы выявленной недоимки, начисленные на нее пени и наложенные штрафы. Решение же об отказе в привлечении может вообще не содержать сумм взысканий. Но может быть указаны недоимки и пени, подлежащие уплате в бюджет.

После того, как решение вручено, налогоплательщик имеет право его обжаловать. Обратите внимание, налогоплательщик имеет право обжаловать как решение о привлечении к ответственности, так и решение об отказе в привлечении к ответственности.

Нововведения в НК

В 2013 году законодатели приняли ряд поправок в Налоговый кодекс РФ, которые, во-первых, создают благоприятные условия для урегулирования споров между налоговой службой и налогоплательщиками без обращения в суд. А во-вторых – снижают нагрузку на судебные инстанции, обеспечивая последовательность досудебной и судебной стадии разрешения таких споров.

Основная канва поправок – обжалование решений налоговых органов в досудебном порядке всех без исключения проверок, по которым выявлены доначисления или наложены штрафы, то есть прежде чем идти в суд, несогласный с вынесенным решением налогоплательщик обязан обжаловать решение налоговиков в вышестоящем налоговом органе.

В перспективе такие новшества, как заявляли законодатели в законопроекте, имеют неоспоримые преимущества. Это быстрый способ рассмотрения споров – один месяц или в некоторых случаях пятнадцать дней против длительного, от трех месяцев до года, в суде. Кроме того, урегулирование в досудебной форме определенно снизит издержки налогоплательщика, так как не будет госпошлины, платы за услуги представителей и прочих расходов.

Поправки в первую часть Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ (здесь и далее — Закон № 153-ФЗ). Подробнее об этих поправках читайте в следующих статьях.

А.М. Акиньшина, консультант по налогам

ВНИМАНИЕ

Данная статья взята из закрытого раздела сайта Практическая Бухгалтерия. Чтобы получить доступ к уникальным материалам и узнать больше, нажмите сюда >>.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...