VIP-обслуживание не только для VIP-персон. Комментарий эксперта.

23.10.2013

Уменьшают ли расходы за VIP-обслуживание в аэропорту, включенные в командировочные расходы, налогооблагаемую прибыль? Если нет, то облагается ли стоимость указанных услуг аэропорта налогом на доходы физических лиц?

Эксперт журнала «Практическая бухгалтерия» дает комментарий к Письму Министерства Финансов РФ от 05.06.2013 №03-11-11/163 о том, в каких случаях нужно начислять НДФЛ на расходы за VIP-обслуживание в аэропорту.

Расходы за VIP-обслуживание в аэропорту и налогооблагаемая прибыль

Что касается первого вопроса, то финансисты указали следующее. Оплата VIP-обслуживания в аэропорту, учитываемая в командировочных расходах, не облагается НДФЛ. Правда, с одной оговоркой: необходимо, чтобы эта оплата относилась к расходам сотрудников на проезд до места назначения. В качестве обоснования данного вывода финансисты сослались на абзац 10 пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса, из которого следует, что в доход, не подлежащий налогообложению НДФЛ, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, а также сборы за услуги аэропортов. Иными словами, указанная норма не содержит ограничений в отношении порядка проезда работника к месту командирования и обратно.

Расходы уменьшат налогооблагаемую прибыль, если они:

  • были надлежащим образом документально подтверждены;
  • экономически обоснованы.

То есть чтобы выполнялись стандартные требования для учета расходов, предусмотренные статьей 252 Налогового кодекса. В этом разъяснения, данные Минфином России в комментируемом письме, не являются оригинальными.

Комментируя данное разъяснение Минфина России, касающееся обложения VIP-расходов НДФЛ, отметим, что оно идет вразрез с ранее выработанной финансистами позицией по этому вопросу, а в судебной практике по нему нет единого мнения. В подтверждение сказанному приведем примеры соответствующей разъяснительной и судебной практики.

Кто имеет право на VIP-обслуживание

Так, ранее специалисты Минфина России придерживались мнения, что правом на VIP-обслуживание, в смысле учета таких расходов при налогообложении НДФЛ, могли пользоваться только VIP-персоны. К ним, по мнению финансистов, относились лица, которые были упомянуты в ранее действовавшем Перечне должностей гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных лиц и делегаций. Указанный Перечень был утвержден приказом Управления делами Президента РФ от 21 марта 2003 г. № 60 «О залах официальных лиц, вновь организуемых в составе аэропортов (аэродромов) г. Москвы и Московской области, открытых для международных сообщений (международных полетов), и Перечне граждан, обслуживаемых в данных залах». В настоящее время этот приказ признан утратившим силу в связи с принятием приказа Управления делами Президента РФ от 12 июля 2010 г. № 245 (ред. от 04.02.2013) «О залах официальных лиц и делегаций, организуемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в пределах аэропортов (аэродромов) г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга и г. Сочи».


Как было раньше

Ранее специалисты Минфина России придерживались мнения, что правом на VIP-обслуживание, в смысле учета таких расходов при налогообложении НДФЛ, могли пользоваться только VIP-персоны, как Президент РФ, Премьер-министр РФ, депутаты Федерального Собрания и другие лица, поименованные в указанном выше Перечне.

Так вот, исходя из содержания упомянутого Перечня, финансисты сделали следующий вывод. НДФЛ не облагаются расходы по оплате VIP-обслуживания в аэропортах только таких лиц, как Президент РФ, Премьер-министр РФ, депутаты Федерального Собрания, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и их заместители, главы посольств и дипломатических миссий РФ за границей и другие лица, поименованные в указанном выше Перечне. Для всех остальных компенсацию командировочных расходов по оплате VIP-обслуживания в аэропортах необходимо облагать НДФЛ. Такое мнение содержится, в частности, в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-08-02/11 и от 28 декабря 2006 г. № 03-05-01-04/346. В них финансисты сослались на то, что сборы за услуги аэропортов, предусмотренные в пункте 3 статьи 217 Налогового кодекса, – это обязательные платежи. Однако VIP-обслуживание не является обязательным, именно поэтому расходы не него нельзя относить к перечисленным в пункте 3 статьи 217 кодекса.

Противоположное мнение

В противовес изложенной позиции Минфина России, которой налоговики придерживались раньше, в комментируемом письме финансисты высказали прямо противоположное мнение, причем основываясь все на том же пункте 3 статьи 217 Налогового кодекса. В нем они указали, что в доход, не подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок и т. д. То есть в отношении расходов сотрудников на проезд до места назначения, к которым относятся, в частности, расходы организации по оплате услуг бизнес-зала в аэропорту, пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса не содержит ограничений.

Нормы суточных

Порядок налогообложения командировочных расходов, обобщенный в таблице, смотрите в Бератор онлайн


От себя добавим, что такие ограничения пункт 3 статьи 217 кодекса содержит лишь в отношении выплаты суточных, которые не включаются в налогооблагаемую базу по НДФЛ только в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Но, как показывает судебная практика, и эти расходы организации, не финансируемые из федерального бюджета, могут учитывать, практически как хотят, – главное, чтобы это было в рамках норм суточных, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом (см. решение ВАС РФ от 26.01.2005 № 16141/04).

Арбитражная практика

Продолжая тему отражения данного вопроса в судебной практике, еще раз повторим, что в судах по нему нет единого мнения. Позиция о правомерности удержания налога на доходы физических лиц с сумм компенсации расходов по оплате услуг аэропорта за обслуживание в VIP-зале нашла свое отражение в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 28 октября 2003 г. № А05-2123/03-119/10, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2008 г. № 17АП-1573/2008-АК и т. д. Противоположная точка зрения отражена в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 июня 2007 г. № А33-11187/06-Ф02-2791/07, ФАС Северо-Западного округа от 28 ноября 2006 г. № А05-7474/2005-29 и др.

Выступая против удержания НДФЛ с расходов на оплату услуг VIP-обслуживания в аэропортах, суды отмечали, что оплата в аэропорту услуг VIP-зала представляет собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, в связи с чем такие выплаты не подлежат обложению НДФЛ в силу пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.06.2007 № А33-11187/06-Ф02-2791/07). При этом суды ссылались на те же положения закона, на которые ссылаются финансисты в комментируемом письме. В частности, что Налоговый кодекс не определяет для целей обложения НДФЛ ни нормы компенсационных выплат, ни порядок их установления.

Трудовой кодекс гласит

В соответствии со статьями 166 и 168 Трудового кодекса работодатели вправе самостоятельно определять порядок и размер возмещения дополнительных расходов, связанных с необходимостью выполнения трудовых функций вне места постоянной работы.


Следовательно, надо использовать положения Трудового кодекса. В соответствии со статьями 166 и 168 этого документа работодатели вправе самостоятельно определять порядок и размер возмещения дополнительных расходов, связанных с необходимостью выполнения трудовых функций вне места постоянной работы. Указанные порядок и размер таких расходов должны быть зафиксированы в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Главное, чтобы эти расходы были фактически произведены и документального подтверждены, а также соответствовали требованиям Трудового кодекса.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA