Долгий демонтаж: о списании при ликвидации основного средства

23.10.2013 распечатать

Как производится списание непригодного для дальнейшей эксплуатации основного средства, если процедура его ликвидации (демонтажа) растягивается на несколько отчетных периодов, и какие документы при этом должны быть оформлены? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Шпилевая и Елена Королева.

В соответствии с учетной политикой организации стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Кроме того, в учетной политике организации определено, что расходы, связанные с выбытием основных средств, могут предварительно (до списания объектов) аккумулироваться на счете учета расходов будущих периодов. При списании остаточная стоимость основных средств включается в прочие расходы того отчетного периода, к которому они относятся. Стоимость услуг подрядчиков по ликвидации (демонтажу) объектов основных средств или части основного средства относится организацией на прочие расходы. Процедура ликвидации основных средств, непригодных к дальнейшей эксплуатации (по причине физического или морального износа), по времени может быть растянута на несколько отчетных периодов.

Если объект основных средств стал непригодным к эксплуатации (перестал приносить экономические выгоды (доход)), можно ли его списать со счета 01 на основании утвержденного руководителем акта о списании, несмотря на то, что окончательная его ликвидация (демонтаж) будут проведены в следующем отчетном периоде (например, после того как будет окончательно демонтировано здание)? Каков порядок осуществления списания основного средства в учете организации при необходимости его демонтажа? Какие документы должны быть при этом оформлены?

Порядок учета объектов основных средств

Порядок учета объектов основных средств регламентирован ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).

Согласно п. 29 ПБУ 6/01 и п. 75 Методических указаний стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. При этом выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в случаях прекращения его использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции и иных случаях.

Порядок списания основных средств

Порядок списания основных средств в бухгалтерском учете установлен пунктами 75-80 Методических указаний. В частности, для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия (п. 76 Методических указаний).

В соответствии с п. 78 Методических указаний принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.

На основании оформленного акта о списании, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения (п. 80 Методических указаний).

Минфин России в письме от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592 отметил, что акт о списании объекта основных средств с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации объекта. Это объясняется тем, что при заполнении некоторых разделов актов потребуется информация о затратах, которые организация понесла в ходе ликвидации объекта, о материалах, образовавшихся после этой процедуры, а также об их стоимости.

Таким образом, ликвидируемый объект списывают со счетов бухгалтерского учета согласно акту о списании ОС, оформляемому после завершения ликвидации. Аналогичный вывод изложен в письме Минфина РФ от 03.04.2007 N 03-05-06-01/24.

Документооборот

Учитывая изложенное, полагаем, что организации следует отразить в бухгалтерском учете списание основного средства после завершения его ликвидации. Документом, подтверждающим факт завершения ликвидации основного средства, будет являться акт о списании основного средства, утвержденный руководителем организации.

Организации следует закрепить в учетной политике порядок списания стоимости объекта основных средств в бухгалтерском учете при его выбытии и утвердить формы первичных учетных документов.

Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). С 01.01.2013 все формы первичных учетных документов должны утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В то же время при разработке форм можно использовать в качестве образца унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. Перечень обязательных реквизитов, порядок утверждения, составления и исправления первичных документов содержатся в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Образцом при разработке собственных форм могут послужить формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, в том числе формы N ОС-4, N ОС-6. При составлении собственных форм документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

Следует отметить

В налоговом учете затраты на ликвидацию основного средства признаются единовременно на дату ликвидации (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 03.12.2010 N 03-03-06/1/757, от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592).

В случае, если выведение объекта основного средства из эксплуатации и его ликвидация осуществляются в разных налоговых периодах, затраты на ликвидацию такого основного средства относятся к внереализационным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в том налоговом периоде, когда фактически была проведена ликвидация (письмо Минфина России от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675).

Подведем итоги

Итак, списание ликвидируемого основного средства в бухгалтерском учете осуществляется после окончания демонтажа. Документальным подтверждением факта завершения процедуры ликвидации будет являться акт о списании объекта основных средств. Акт о списании объекта основных средств может быть полностью составлен только после завершения ликвидации объекта, поскольку при заполнении некоторых разделов актов потребуется информация о затратах, которые организация понесла в ходе ликвидации объекта.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.